ℹ️ Внимание — это способность активно обрабатывать конкретную информацию, не обращая внимания на другие детали.
Одна из задач любого проектировщика обучения – это исключить отвлекающие факторы, которые мешают студентам, потому что правильно организованное внимание учащихся помогает в переходе учебной информации из рабочей в долговременную память.
В последнее время изучаю материалы относительно научного подхода в обучении, пытаюсь соотнести «железную» теорию с «гибкой» практикой. Наталкиваюсь на довольно интересные работы, актуализирую личный опыт. Поэтому хотел бы поделиться с вами пятью фактами о человеческом внимании и эффективности обучения:
1️⃣ В онлайн-среде внимание cтудента постоянно переключается, причиной этому становятся технические средства обучения. Например, если в плеере для просмотра видеоматериалов много отвлекающих элементов (к тому же цветных или динамичных), то студенту будет трудно сосредоточиться на образовательном процессе. Я ни раз говорил о том, как интерфейс может влиять на отвлекаемость. Поэтому необходимо исключать дополнительные иконки, кнопки, картинки и прочие элементы, которые не имеют отношения к обучению, либо делать их исчезающими, когда студент находится в процессе учёбы.
2️⃣ Люди не могут учиться и заниматься другими делами одновременно — можно сосредоточиться за раз только на одном деле. Исследования, проведенные в Стэнфордском университете, показали, что многозадачность менее продуктивна, чем одновременная работа. Исследователи также обнаружили, что люди, которые регулярно воспринимают несколько потоков информации, плохо концентрируют своё внимание. Поэтому студентам важно объяснять почему отвлекаться во время учебы (например, на мессенджеры) вредно, так как это грозит не только потерей драгоценного времени, но и отсутствием прогресса в обучении.
3️⃣ За вниманием всегда стоят потребности студента. Неинтересная информация будет вызывать мало внимания в обучении. Именно поэтому необходимо персонализировать контент, в течение занятий расставлять акценты на связи учебной информации с текущими целями студента, подчёркивать практичность рекомендаций, особенно если мы говорим о взрослых. Примером из моей практики являются вебинары от экспертов на курсе переподготовки по проектному менеджменту. В течение занятий студентам регулярно демонстрировались наглядные примеры по пройденной теоретической части занятия, что позволяло поддерживать их внимание в течение полуторачасовых лекций.
4️⃣ Интерес помогает привлекать и удерживать внимание студентов. Одним из способов вызвать интерес учащихся является начало обучения с неожиданного факта. Это может быть то, чего большинство студентов ещё не знает или что бросает вызов общепринятому убеждению. Существуют наглядные примеры того, как привлечь внимание заголовком в лонгриде или в интерактивном курсе. Вызвать интерес и повысить внимание также можно при помощи образовательного сторителлинга или наводящего вопроса.
5️⃣ Внимание имеет возрастные особенности, особенно если мы говорим про детей. Например, у младших школьников ещё преобладает непроизвольное внимание, а также слабая способность к волевому управлению вниманием, а у школьников средней школы уже наблюдается большая концентрация и устойчивость внимания, которая дает возможность усваивать большее количество учебного материала по сравнению с младшими классами. Получается, что возрастные особенности являются ориентиром по созданию инструментов для привлечения внимания, также они позволяют отслеживать уровень внимательности (например, по связыванию нового материала с ранее полученными знаниями). Кстати, на внимание в обучении влияют не только возрастные, но и поколенческие особенности.
📖 Источники
- Judy Willis «Attention: To Have and to Hold Add the Science of Learning to the Art of Teaching to Enrich Classroom Instruction»
- Ресурсы: theguardian. com, news. stanford. edu, community. articulate. com
Михаил Осипов и Команда сообщества Digital Learning