ℹ️ Педагогический тест — это инструмент, с помощью которого можно оценить уровень знаний студентов, данный инструмент состоит из тестовых заданий разного уровня сложности.
Педагогический тест включает в себя следующие этапы: 1. Подготовка тестирования 2. Проведение тестирования 3. Обработка результатов тестирования.
Педагогический тест, как правило, должен быть объективным, надёжным, валидным и нормированным.
Cуществуют и другие методы оценки знаний студентов, начиная от устных опросов и заканчивая эссе и лабораторными работами, но всё же тестирование – один из самых популярных методов.
➕ Основные преимущества педагогического тестирования:
- Тестирование помогает сэкономить время как на проведение оценки знаний, так и на оцифровку результатов, т.к. оно является автоматизированным (особенно в онлайн-среде).
- Тестирование учитывает индивидуальные особенности, т.е. его можно спроектировать по сложности в зависимости от уровня знаний студентов.
- Тестирование является относительно объективным методом оценки, т.к. практически исключает субъективизм преподавателя (оценщика).
➖ Основные недостатки педагогического тестирования:
- Разработка качественного тестирования – это ресурсно-затратный процесс, особенно при наличии большого количества открытого типа вопросов.
- Тестированием можно проверить только результат, но невозможно проанализировать логику принятия решений во время ответов, как, например, при методах формирующего оценивания (https://t.me/educational_lab/143).
- В тестировании существует высокая вероятность выбора ответа наугад, особенно в одиночных ответах.
🔹 Перечислим базовые рекомендации по созданию педагогических тестов:
• Старайтесь не использовать причастных или деепричастных оборотов в вопросе теста, т.к. это затрудняет его понимание студентами. Неправильный пример: «Рынок, соответствующий положению, когда предложение превышает спрос – это …?». Правильный пример: «Ситуация на рынке, при которой величина предложения превышает спрос – это …?».
• Не используйте двойное отрицание в основной части вопроса (например: «Можно ли не согласиться с тем, что в твердом состоянии молекулы не движутся?»). Двойное отрицание может только запутать студента.
• Избегайте слов в вопросе, которые не поддаются измерению: «мало», «много», «большой», «небольшой» и т.д. Вопрос должен быть сформулирован чётко и понятно для студента.
• Обращайте внимание на использование в вопросах теста следующих слов: «иногда», «никогда», «редко», «часто», «все» и т.д. (данные слова содержат неопределённость и могут пониматься студентом субъективно).
• Не используйте варианты ответов «все перечисленные» или «ни один из перечисленных» (особенно для вопросов с одиночным выбором, т.к. это упрощает поиск правильного ответа студентом).
• Избегайте использования взаимосвязанных вопросов, где содержание одного вопроса подсказывает ответ на другой вопрос.
• Старайтесь не использовать в тестах аббревиатуры и сокращения.
• В вопросах с запросом ввода пропущенного текста используйте не более двух пропусков подряд (лучше всего не более одного). Неправильный пример: «Площадь вычисляется по формуле ». Правильный пример: «Площадь треугольника вычисляется по формуле _». По первому примеру видно, что два пропуска значительно увеличивает неоднозначность в ответе, т.к. некоторые из студентов могут подумать про другие геометрические фигуры.
• Исключайте термины в вопросах тестирования, которые студенты не проходили в рамках обучения.
Михаил Осипов и Команда сообщества Digital Learning