24-25 мая 2017 года в пятый раз (!) состоялась конференция eLearning elements. Можно смело утверждать, что это по-прежнему самое яркое, продуктивное и интересное мероприятие для всех, кто находится на острие развития корпоративного обучения. Я осознано не использую термин «eLearning-специалисты», так как больше уже нельзя скрывать, что eLearning это уже давно просто Learning, потому что основное развитие корпоративного обучения происходит именно в этом направлении. И, наверное, это главный тренд, который был осознан и зафиксирован многими участниками на данном мероприятии.
Если говорить о трендах, то все говорят примерно об одном:
- Видео
- МООК в корпоративном обучении
- Адаптивное обучение
- AR\VR
- Социальное обучение
- Управления знаниями и сообщества
- …
Обратите внимание, что два привычных тренда я не стал упоминать – «мобильное обучение» и «геймификация». Мобильное бучение де-факто уже можно считать не трендом, а обыденной реальностью – чтобы мы не делали, а большинство наших сотрудников уже учатся с мобильных устройств, если не благодаря нашим усилиям, то вопреки. А с геймификацией совсем все грустно – если год назад говорили, что эта тема находится на спаде интереса, то сейчас она просто «в загоне» — наступило почти повальное разочарование. Лично я еще не определился со своим отношением к геймификации – с одной стороны я верю, что это рабочий инструмент, а с другой понимаю, что сейчас в большинстве случаев это бесполезная «мишура», которая хорошо, если не мешает и не раздражает.
Много и интересно говорили про видео в обучении. При этом под видео понимают и МООК, и учебные фильмы, и анимированные ролики, и даже простые скрайбинг-объясняшки. Коллеги из Алфабанка создали свою небольшую студию, которая своими силами создает анимированные ролики для обучения. Раньше мы говорили про команды для разработки электронных курсов внутри компаний, а теперь у нас появляются «студии». И это явный тренд. Они посоветовали интересный инструмент для быстрой разработки анимации без специальных навыков — GoAnimate. Тестирую его для себя – интересно.
Спасибо Елене Тихомировой за качественный мастер-класс по теории обучения. Иногда всем кто занимается обучением надо напоминать, что они занимаются не только маркетингом, рекламой и шоу-бизнесом, а что, вообще-то, наша цель – обучение. А обучение это процесс, требующий серьезных усилий мозга со стороны обучающегося. Вот некоторые цитаты в моей интерпретации:
- Знания не передаются, а создаются.
- Важно активное участие в обучении.
- Книга «Мозг — инструкция по применению» – читать всем.
- Помнить об ограничениях в объеме памяти.
- Соединять новые знания с тем, что уже известно.
- Применение!
- Обеспечить повторение спустя время. Чем больше повторений и чем больше общая длина обучения, тем лучше
Все больше и больше специалистов по обучению попадают под магическое влияние терминов «социальное обучение», «управление знаниями», «сообществ», при том что в России по прежнему сложно найти реально успешные кейсы. С одной стороны это радует, а с другой видно, что все вкладывают в эти понятия настолько разные значения, что есть риск серьёзного разочарования. Создание базы знаний для службы технической поддержки и продажников это, конечно, хороший и полезный кейс, но лишь один из инструментов управления знаниями, а не «Система управления знаниями». Особенно это надо понимать, когда наполнением этой базы занимаются специально выделенные люди, а не сами эксперты и сотрудники. Коллеги из Касперского реализовали свою базу знаний на базе Confluence, а в Почта банке на WebTutor.
Были и сюрпризы. Теперь я знаю, что такое «колонар». И если вы не знаете что это такое, то я могу вам устроить. Страшно? Мы тоже напугались немного. Оказалось, что «колонар» это «коллаборативный вебинар». Владимир Видро рассказал нам о платформе Granatum Solution. Минут 10 все слушатели были в полном шоке и не понимали, что это и зачем. Потом часть участников просто впали в коматозное состояние, а кто-то начал продираться через сложный язык докладчика. Для себя я понял, что платформа создана для поддержки работы виртуальных групп. Под это историей есть некая научная база, которая утверждает, что за счет специальных шаблонов и сценариев, можно сделать так чтобы люди не просто общались в чате, а работали на запланированный результат. Возможно, в этом что-то есть, но все мои попытки зайти на эту платформу успехом не увенчались и чувствуется, что продукт ещё «сырой».
Но главным и приятным сюрпризом был мастер класс от Олега Баша, который показал удивительные возможности email-маркетинга для обучения. Казалось бы, что мы не знаем о «спаме»? А почта как канал коммуникаций это вымирающий формат, НО не спешите! Например, в нашей компании электронная почта это пока основной канал коммуникаций. А у ребят из email-маркетинга очень много интересных инструментов. Умные системы знают, что, когда, кому и в каком виде надо направить. Нам может казаться, что никто (включая нас) уже давно не обращает внимание на все эти почтовые рассылки, но в реальности у этих ребят все посчитано. На самом деле есть конверсия и неплохая. Особенно хороша она, как раз в образовательном маркетинге. Олег рассказал про свой курс — EmailQuest.ru. Это почти адаптивный курс по email-маркетингу, который не только обучает, но и продает. Посмотрите сами, а потом подумайте, что можно сделать с такими технологиями в корпоративном обучении. Еще Олег привел интересный пример создания востребованного онлайн-курса. Через рассылку продвигаем онлайн-курс, которого еще нет – собираем запросы. Если потребность подтвердилось, то организуем первый вебинар, где уточняем запросы аудитории. Следующий вебинар уже готовим под эти запросы и так далее. А на выходе у нас уже готовый курс под актуальную тематику. Мне такой подход кажется более разумным, чем наша классическая разработка корпоративных курсов, когда нам задачу ставят люди очень далекие от тех, кого они собрались учить. А потом мы удивляемся, почему людей надо «из под палки» загонять на эти «такие полезные» курсы! Хочу пригласить Олега к нам в гости, чтобы он рассказал о своих наработках моим коллегам.
Интересных вам открытий и новых идей!
Павел Безяев