Так получилось, что после запуска проекта i-eLearning, а было это в марте 2013 года, ко мне с завидной регулярностью стали обращаться с просьбами рекомендовать кого-то на позиции связанные с дистанционным обучением. Происходит это примерно раз в две-три недели. Иногда это пересекается с теми вакансиями, что публикуются в сообществе http://www.elearningpro.ru/, но чаще это отдельный поток запросов. И каких запросов! Обращаются в основном из очень крупных компаний – от крупных международных компаний и ТОП 10 по России и где-то до уровня ТОП 500. Запрос у всех примерно один – нужны «универсалы» с хорошим опытом, умеющие делать и классный контент и рулить LMS. Где-то это уровень руководителя направления (или даже лидер целой компании), а где-то это просто специалист, отвечающий за разработку электронных курсов. У меня список людей, которых я мог бы рекомендовать, закончился еще в первой половине года – всех настоящих специалистов давно разобрали и «держать» их будут крепко (если не дураки). А ведь условия компании предлагают неплохие – мне обычно озвучивают цифры в диапазоне 120-150 т.р. в месяц, а это не плохо для таких позиций – всего год назад эти цифры были на 30-40% ниже! Некоторые вакансии не могут закрыть уже больше полугода, а я подозревают, что есть компании, которые уже ищут больше года. Многие уже обожглись на попытках взять кого-то без опыта или с «испорченным опытом» (лет пять-десять в вузе или госкомпании могут оставить неизгладимый след на психике) и теперь, что называется – «дуют на молоко» (и не зря!).
Какие можно сделать выводы из этих данных:
1) «Свершилось то, о чём столько говорили большевики! Ура, товарищи!» – кажется уже не осталось среди владельцев крупного и среднего бизнеса тех, кто бы ни понимал, что без e-learning динамичное развитие (и просто существование) компании обеспечить, практический, невозможно. Уже для многих это не просто игрушки или эксперименты, а необходимое условие выживание и развитие.
2) Как и предполагалось – на рынке почти нет настоящих специалистов в этой сфере. Это поистине штучный «товар», который мог появиться, только в тех компаниях (или на проектах связанных с такими компаниями), где понимание того, что описано в пункте 1 было еще лет 5-10 назад и к этому ещё надо добавить уникальные личностные характеристики (например, смесь гуманитария и технаря это не частое совпадение). И никто таких специалистов не учит и еще лет 15 не сможет учить…
3) То, что компании готовы нести существенные затраты и риски и «изобретать велосипеды», создавая собственные подразделения для разработки электронных курсов и внедрения дистанционного обучения – ещё раз подтверждает тезис, что на рынке нет ни одного (НИ ОДНОГО!) провайдера реально способного предложить полный аутсорсинг в e-learning (и гарантировать результат!). В основном на рынке e-learning «правят» провайдеры, внедряющие LMS и компании специализированные на разработке контента. И те и другие (а особенно первые) могут сколько угодно претендовать на комплексность решения, но покажите мне серьезную компанию, которая им поверит. И правильно делаете – даже не думайте – там пока ещё полная «зона неопределенности»! Ни из первых, ни из вторых такие комплексные провайдеры в ближайшие годы не вырастут. Пока есть мысль, что единственным инкубатором для такого игрока на рынке e-learning может стать… А в прочем это тема для отдельной публикации! 🙂
Кстати, в последнее время я решил расширять список тех, кого я мог бы рекомендовать по запросам от компаний. Как минимум, мне надо пообщаться (можно в сети), посмотреть на портфолио и описание проектов, и вполне может быть, что следующим «хедхантерам» из ТОП 10 я рекомендую именно вас… 🙂
Хороших всем кадров!
Павел Безяев