Казалось бы, вполне себе рядовые вести об оптимизации персонала в больших онлайн-школах, вызвали бурное обсуждение. И причина этому очень интересная и о ней далее.
Начнём с базовых понятий. Есть такой термин – «инфобизнес». На самом деле это очень старое понятие и бизнес на продаже информации, знаний, консультаций и обучения существовал давно. В сущности, этого бизнеса нет ничего плохого, как и в самом понятии. Если вы когда-то публиковали в газете объявление о том, что помогаете в подготовке школьников к экзаменам, то вы уже занимались инфобиснесом. Любое коммерческое обучение тоже можно назвать информационным бизнесом, если у вас цель именно заработать на этом, а не какая-то другая.
Всё очень сильно поменялось несколько лет назад с расцветом информационных технологии. В том числе с появлением доступных технологий онлайн-обучения и инструментов онлайн-маркетинга. С одной стороны в сторону инфобизнеса и онлайн-обучения пошли честные люди, которые увидели в этом возможность монетизации своей экспертизы, а с другой туда просто хлынули любители легких денег, продавцы воздуха и просто мошенники. Так мы получили феномен «инфоцыганства» (да, простит мня Миша, но пока реально нет устоявшейся альтернативы этому термину). Как грибы стали вырастать различные псевдо-акселераторы онлайн-школ, и грязная пена захлестнула инфобизнес. Мы получили прочную негативную ассоциацию нейтрального термина «инфобизнесе» с обманом и мошенничеством, при том, что на рынке трудятся сотни и тысячи честных предпринимателей.
Ещё одна важная вводная это бурное развитие технологий обучения. Ну как бурное – лет 20 инициативные ребята двигали эту тему в корпоративном секторе и вузах, но как-то со скрипом. Стартапы в этой сфере, как только не называли, но лет 10 назад стал популярным общий термин – EdTech (от английского education — «образование» и technology — «технологии»). И с этого времени все компании, работающие в области технологий для обучения, стали «эдтехом».
Так что-то же случилось ещё важного на рынке? Дело в том, что несколько лет назад на феномен инфобизнеса и онлайн-обучения обратили внимание вполне серьёзные предприниматели и начали на этом пытаться выстраивать честный и масштабируемый бизнес. Так у нас появились Нетология, Skillbox, Skyeng, Яндекст.Практикум и другие крупные игроки. Но беда была в том, что этим новым игрокам с амбициями надо было как-то отстроить себя от негативного опыта инфобизнеса. И тогда они просто решили окрестить себя от этого и назвать себя исключительно «EdTech». И ладно, если в их бизнесе были какие-то инвестиции в новые технологии и реальный EdTech, но суть основного бизнеса (ядра) всё же была и есть в бизнесе на продаже контента – инфобизнесе.
Сложность в том, что в инфобизнесе и «продаже обучения» есть очень тонка «красная линия», когда в погоне за продажами появляются заведомо невыполнимые обещания или очень сложно выполнимые, которые почти не зависят от самого «онлайн-курса». Бесспорно, что кто-то из учеников марафона желаний может получить наследство и разбогатеть, как и мечтал, но при чём тут «обучение»? Уважаемые онлайн-школы тоже очень легко могут попадать в ловушку общения быстрых побед и финансового успеха. Они играют на одной поляне с другим инфобизнесом и по общим правилам рынка, но вместо того, чтобы формировать чёткие, прозрачные и понятные правила игры и показать рынку эту самую «красную линию», которую они не переходят, просто заявляют – «мы другие, мы не с ними, мы не инфобиз, а edTech». Увы…
Дальше случилось ещё более печальная история, которую сложно оправдать. Помните про расцвет различных «акселераторов» и «центров» выступивших рассадником и катализатором серого инфобиза? Так вот один из таких ярких «центров» решил, что им тоже не гоже ходить под ярлыком инфобизнеса и они объявили себя эдтехом. Бинго!
И что случилось? Если мы откроем самые популярные «рейтинги EdTech-компаний», то с удивлением обнаружим там на первом месте именно известную всем компанию и другой яркий инфобиз, а с ними за место на олимпе соревнуются наши «белые» и большие онлайн-школы или наш «эдтех». Они сами загнали себя в эту ловушку, но вместо того, чтобы хотя бы теперь начать отстраивать… Они приняли главный инфобиз в свою «семью EdTech». И вот так мы оказались в чудесном «светлом мире», где большие онлайн-школы могут себе позволить больше не быть инфобизнесом, а быть EdTech. И, может быть, это было бы и не важно, но только генетика исходного бизнеса она же от этого не поменялась и громкие новости они же про это…
Лично я за то, чтобы вещи назывались своими именами и за реальную работу над репутацией и имиджем, а не игры в красивые названия.
Павел Безяев и Команда сообщества Digital Learning