🔻МИФ 9
Самостоятельное обучение эффективно для студентов с разными знаниями и опытом
📝 Комментарий
Несомненно, одной из важнейших стратегий в обучении взрослых является их самостоятельное конструирование знаний (https://telegra.ph/Konstruktivizm-kak-podhod-v-onlajn-obuchenii-vzroslyh-11-14). Существует даже обучение, основанное на открытиях (discovery learning (https://learning-theories.com/discovery-learning-bruner.html)), согласно которому обучение реализуется минимальным объяснением учебного материала и сопровождением, т.е. фактически «обучение без инструкций», а достичь поставленную образовательную цель студенту предлагается самостоятельно (путём решения учебных задач).
Но стоит отметить, что самообучение эффективно лишь для тех студентов, у которых достаточно знаний, опыта и мотивации.
Если у студента отсутствует необходимый базис для освоения темы обучения, то возникает дополнительная когнитивная нагрузка.
Поэтому так называемый “эффект обращения опыта” (the expertise reversal effect) гласит о том, что для студентов с низким уровнем знаний эффективно использовать в обучении инструкции, сопровождение практикой и обратной связью, вместо самостоятельного обучения, которое может привести к когнитивной нагрузке.
С другой стороны, как пишет один из ведущих исследователей теории когнитивной нагрузки Слава Калюга: “…учебное руководство, которое может быть важным для начинающих, может иметь негативные последствия для более опытных учащихся” (“…instructional guidance, which may be essential for novices, may have negative consequences for more experienced learners”). Это означает, что более подготовленные студенты не нуждаются в дополнительных инструкциях, т.к. уже имеют достаточное количество знаний, опыта и мотивации, поэтому готовы к самостоятельному обучению.
📖 Источник
Научная статья (https://ro.uow.edu.au/cgi/viewcontent.cgi?article=1141&context=edupapers): Kalyuga, S., Ayres, P., Chandler, P., & Sweller, J. «The Expertise Reversal Effect»
Михаил Осипов и Команда сообщества Digital Learning