Сегодня немного отвлекусь от прикладного характера и поразмышляю об e-learning в целом и мифах, которые создаются вокруг этой сферы деятельности.
Набрав в поисковике фразу «мифы e-learning», можно найти множество статей с подобным заголовком, но все они муссируют примерно один прикладной перечень мифов, например:
«Отсутствие живого контакта между преподавателем и учащимися снижает качество обучения
Качество знаний, полученных при дистанционном образовании ниже, чем при очном обучении
При дистанционном обучении легко писать работы и сдавать экзамены — все можно списать и выслать
и т.п.»
Я хочу сказать немного о другом.
Года три назад я дал интервью Юрию Духничу для портала http://www.smart-edu.com, статья называется «Рынку e-learning не хватает прозрачности» и прочитать её можно здесь: http://www.smart-edu.com/intervyu-e-learning/rynku-e-learning-ne-hvataet-prozrachnosti.html
Вот цитата:
«S.E. Павел, как Вы видите рынок e-learning в России/СНГ сегодня?
Рынок e-Learning сегодня активно развивается, но все еще достаточно стихийный и почти не прогнозируемый. Мало кто толком понимает, что скрывается под терминами «дистанционное обучения», «e-Learning», «СДО» и т. п., а те, кто этим живет, не особо стремятся к созданию прозрачности – создают ореол сложности, важности и дороговизны вокруг данной тематики. Одна только проблема терминологии чего стоит! В результате, мы регулярно видим безумные государственные проекты, когда огромные деньги «выбрасываются» на внедрение простейшего решения в области e-Learning без полноценного контроля и понимания цели. Есть и обратные примеры – когда крупная компания за «копейку» требует внедрить ей все и вся и в лучше виде! На мой взгляд, более всего сейчас обделен «розничный» покупатель – небольшие компании готовые купить недорогое коробочное решение для организации e-Learning. Никто из игроков не хочет заниматься такими клиентами – всем нужны масштабные проекты! Бедному покупателю негде проконсультироваться – все игроки дают предвзятые рекомендации (хвалят свое болото) и с барского плеча выкатывают пугающие покупателя расценки, в итоге, тот вынужден откладывать покупку системы до лучших времен.
S.E. Вы не думаете, что ситуация с нарочитой сложностью – это результат, в первую очередь, пассивной информационной позиции (попросту молчания) большинства вендоров?
Мне кажется, это не просто умолчание, а продуманная политика многих недоброкачественных игроков – «больше тумана» – больше шансов получить доход от продажи «воздуха», что очень часто и происходит. Но не учитывается глобальная перспектива – накапливаемый общий негативный фон – вторичное отторжение большей частью общества технологий e-Learning (если первичное отторжение было связанно с общими сложностями освоения компьютерной техники, то теперь люди слышат отзывы, могут сравнить и сделать выводы). И если с одной стороны понятно, что ближайшие 10–20 лет рынок e-Learning будет активно развиваться, то с другой стороны сложно предсказать последствия хаоса и злоупотребления в этой сфере…»
……
Сейчас я, конечно, с улыбкой воспринимаю большую часть, того что говорил тогда – конечно, наши вендоры e-learning решений и услуг не мегакорпорации со специальными аналитическими департаментами. Но беда в другом – часто в компании, поставляющей комплексные решения в сфере дистанционного обучения, нет ни одного человека (или их слишком мало, и они не тем занимаются), который занимался e-learning на практике – бывал на «той стороне баррикад». При этом представители этих компаний активно участвуют во всех конференциях в сфере e-learning и являются некоторыми флагманами ведущими за собой остальных. Те же, кто внедряет настоящее дистанционное обучение, и в больших масштабах, нечасто находит время на подобные мероприятия. Вот так у нас и получается, что даже в такой прикладной сфере (не академической!!!) формируется два разных мира – тот о котором вещают заслуженные «гуру» e-learning и реальный. Мне повезло побывать на обоих берегах, и я чувствую эту разницу очень четко.
Есть еще интересный момент, связанный с популярным «педдизайном». Только ленивый сейчас не учит, как делать хорошие курсы и не считает, что его команда, сделавшая вчера первый электронный курс, теперь может делать эту работу на заказ лучше всех в Мире. Да, есть такие команды и эксперты, за плечами которых десятки заказных курсов, и они действительно мастера своего дела. Но и тут есть подвох – быть мастером и уметь учить, тому как быть мастером – это часто две большие разницы. Мне сейчас часто начинают встречаться люди из корпоративного сектора, которые хотя и не занимаются дистанционкой, но для своего развития прошли обучение педагогическому дизайну. Это конечно радует, но эти люди дают мне советы, как правильно сделать курс и я узнаю контекст – я понимаю, что их учил мастер, которые привык делать курсы на заказ, курсы, которые должны в первую очередь продавать себя заказчику, а уже во вторую учить; курсы, которые делает команда, выстроенная определенным образом, а не заваленные текучкой сотрудники отдела ДО. Иногда простые приёмы дают результат не хуже, чем разные «ВАУ!» примочки. А иногда вообще, можно достигнуть цели, сделав красиво оформленный курс, просто хорошо структурированный материал и введя контроль и обратную связь – и всё!
Получается, e-learning стал, конечно, открытым и популярным, но путаницы и мифов от этого меньше не стало. Вот поэтому вам нужны эксперты-практики, которые расхлебали уже эту кашу за вас 🙂
Удачных проектов!
Павел Безяев.
Никого не хотел обидеть — это лишь моё мнение 🙂