Моя публикация сегодня не про digital learning и не про управление знаниями, а про новое понимание образование в самом глобальном понимании этого слова.
Сегодня у нас был семинар Аркадия Цукера и мой мир уже никогда не будет прежним!
Часто разработчики электронных курсов говорят, что для того чтобы сделать качественный продукт приходится становиться самому экспертом в предмете курса. И сегодня я получил интересное обоснование этому, но и это не самое главное.
Поехали!
Что такое образование? Это шанс. Качественное образование – это система реальных шансов для человека. Но воспользоваться шансом – личное дело каждого. Мы должны работать с мышлением, а значит с образом мира, а не со званиями или компетенциями. Поэтому «образование».
Пять ключевых уровней:
_________________5 – Мышление (картина мира)
___________4 — Ценностный уровень | смыслоуправление
_______3 — Технологический (как?) | опережающая технологическая экспертиза
___2 – Компетентсностный (не умею) | обучение
1 – Мотивационный уровень | вовлечение
Обычное обучение работает с первым и вторым уровнем. Часто путают третий и второй уровень, но это разные задачи. Образование это про пятый уровень.
Реформировать современное образование уже бессмысленно – пусть оно продолжает доживать свой век, как это происходит с проводной телефонией. Надо параллельно создавать новые образовательные системы.
_______________Интегрированность
_________Компетенции
_Знания
Сегодня от образования уже ждут интегрированного или глобального подхода, но в большинстве своем оно остановилось где-то между энциклопедическим и компетентностным.
В отличие от вузов у корпоративных университетов есть шанс быстро начать работать в новой парадигме – хотя бы в контексте интегрированности в компании\отрасли.
Перспективный корпоративный университет = лаборатория вызовов!
Что такое мышление? Мышление – практика создания шаблонов деятельности.
БЕДА МЫШЛЕНИЯ – верим что проблемы нет и у нас есть готовый шаблон под совершенно новый тип задач.
Важен опыт отказа от существующих шаблонов!
Новые важные форматы мышления (важно!):
- Наглядная статистика (инфорграфика)
- Картирование (карта предмета)
- Лента времени (таймлайн)
- Классификация
- Выделение трендов
- Айдентика (создание образов)
- Спектр (разложить тему на спектр по двум параметрам)
- Каталог (важно участь все типа)
- Соотнесение – эффект масштаба
- Пирамида (выделить базовое и …)
- Схема (превращение в схему)
- Рейтинг
- Продольны срез
- Алгоритм
- Геймификация
- Тесты
- Сопоставления
- Исключения
- Привязка к реальности (например, распределение городов по шкале – над уровнем моря)
- Визуальный рассказ
- Обучающий комплекс
- Говорящий образ
- Юмор
БИНГО!
Коллеги из сферы digital learning – узнаете? Ведь это почти все ключевых форматы, в которые мы стараемся переводить учебный материал и которые используем для интерактивных упражнений. Так? Вот и весь секрет того, что в итоге мы начинаем разбираться в тематике курса почти, как предметный эксперт (если конечно делаем качественный курс). Идея Аркадия в том, что умея использовать подобные инструменты мышления, мы получаем отличный инструмент образования. Получается, что нам важно не учить других с использованием инфорграфики (это тоже важно), а научить их анализировать тему с помощью таких инструментов! Круто?
Идем дальше!
Что говорит ЮНЕСКО про новое содержание образования:
- Правильное питание
- Правильные физические нагрузки
- Как жить на пределе при решении сложных задач
- Реализация опыт новизны (сохранение чувства свежести)
- Умение любить и быть любимым
Тут без комментариев – просто вдумайтесь…
И самое интересно –
НОВЫЕ ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ:
- Новый тип грамотности (умение забывать – ключевой навык!)
- Любопытство (формирование любопытства)
- Умение ошибаться (да и еще раз да!)
- Умение задавать вопросы (не боятся)
- Умение находить смысл в действиях (и отказываться)
- Навык работы с абсурдом (абсурд – точка которая может привести в другое мышление) — очень важная задача!
- Умение комбинировать
- Раздвижение границ разума
- Умение создавать языки (корпоративный язык, например)
- Перевод обучения в познание себя
- Самоуважение
- Самообразование
- Умение делать выбор
- Умение жить в стрессе
- Установка на выбор жизни в концепции счастья
- Управление собственной идентичностью
- Игра: жить, любить, работать надо играючи
Красиво?
Понимаю, что это вершина айсберга и без контекста сложно ухватить всю глубину, но для меня это было точно ценно!
Ваш вдохновленный и всегда любопытствующий
Павел Безяев