Казалось бы, совсем недавно мы рассказывали друг другу о том, что живём в VUCA-мире и примеряли этот факт на разные сферы. Потом случайно стали узнавать, что мы уже перешли в мир BANI (Brittle (хрупкий), Anxious (тревожный), Nonlinear (нелинейный), Incomprehensible (непостижимый)). Но оказывается в 2022 году уже всё поменял и теперь мы живём где-то между SHIVA и TACI (источник). Как это относится к теме обучения? А давайте пофантазируем, как такие конфигурации мира влияют на нашу сферу:
SHIVA-мир (Split (расщепленный), Horrible (ужасный), Inconceivable (невообразимый), Vicious (беспощадный), Arising (Возрождающийся):
Если посмотреть на этот мир глазами тех, кого мы обучаем и глазами тех, кто обучает, то мы видим мир, который не просто сломан, а мир который уже починить нельзя. Значит многие прежние методы, схемы и модели не просто устарели, они стерты в порошок и не подают признаков жизни в новой реальности. Использовать их бесполезно. Особенно ярко это выражается в том, как сегодня мы должны прорабатывать вопросы мотивации и вовлечения в учебных программах.
Мы должны понимать, что многие всё ещё находят в ступоре и в состоянии, когда нет никакой уверенности, что любое принятое решение может вообще к чему-то привести. Долгосрочные учебные программы тут страдают больше всего. Мы и раньше говорили про тренд на сокращение образовательных программ (это не про микрообучение), но сейчас запрос на это стал вопросом выживания. Вузы ищут способ стать такими же привлекательными, как образовательный EdTech и СПО, когда возможность попробовать себя в новой профессии появляется не через годы, а буквально через считанные месяцы.
Но в этом новом мире есть ощущение грядущего «возрождение». Признаки этого считываются повсеместно и думающие люди ищут возможности стать частью этого процесса. И это уже хороший тренд для всех обученцев – поискать себя в новом мире. Как наши авиапроизводители сегодня «расправляют крылья», так и у нас есть шанс взлететь. Это уже можно увидеть на примере развития отечественных сервисов и инструментов для обучения, но где-то точно есть и примеры качественного роста в плане методик и походов. Это мы как раз и узнаем по итогам первой Премии Digital Learning.
TACI-мир (Turbulent (турбулентный), Accidental (случайный), Chaotic (хаотичный), Inimical (враждебный)):
«TACI-мир не выглядит пугающим на первый взгляд, и в чем-то он схож с BANI, потому что в нем заложен не состоявшийся апокалипсис, а лишь его предвестники. При этом мысль о том, что глобальный слом мирового порядка неизбежен, звучит также с первой строчки. От BANI и VUCA, остались лишь обломки. Предстоит большая работа по созданию нового мира. Каким он будет, зависит от тех, кто будет его формировать».
Кажется этой цитатой для нас всё сказано. Будем мы теми, кто будет формировать новый мир или нет – зависит только от нас. Но очевидно, что в обозримом будущем без работы мы не останемся. Потребность формирования нового мира = заказ на обучение. Не упустите момент.
Павел Безяев и Команда сообщества Digital Learning