В одном из обсуждений в канале Digital Learning встал вопрос о том, как именно сочетаются цикл Колба и цикл Ганье в образовании. Вопрос этот на наш взгляд намного интереснее чем простое сочетание моделей, так как именно в нем раскрывается взаимосвязь педагогического дизайна (конструирования образовательной среды) и анализа образовательного опыта учащихся.
Именно проектирование эмоциональных откликов, взаимодействий, построенных на понимании особенностей восприятия, сочетание педагогического дизайна с социальной инженерией Стало наиболее эффективным подходом в современном образовании.
Цикл Ганье
Свою модель обучения Роберт Ганье представил в книге «The Conditions of Learning», впервые опубликованной в 1965 году. Она направлена на повышение навыков на работе, однако подойдет и для других случаев.
Модель предназначена прежде всего для проектировщиков образовательных сред. Она фокусирует внимание на привязке элементов образовательной среды к необходимым действиям учащегося. Модель состоит из девяти шагов, каждый из которых является элементом чеклиста: на что обратить внимание, что не забыть.
(Я подробно расписал все элементы и их специфику в своем канале (ссылка внизу поста)
Причем все 9 элементов интересны тем, что они могут быть применены как для проектирования само среды, так и для проектирования образовательного опыта.
Цикл Колба
Американский психолог Дэвид Колб выделял стили научения (особенности изучения материала):
– прагматики – учатся только тому, что будут применять в жизни;
– активисты – учатся на собственном опыте, без теории;
– мыслители – учатся с помощью наблюдений, очень внимательны, задают глубокие вопросы;
– теоретики – могут создавать теории, выявлять свою закономерность (им необходимо объяснять и выстраивать цепочки).
На основе этой классификации была построена Модель Колба — алгоритм поэтапного формирования умственных действий. Она в различных вариациях широко применяется в ходе интерактивных уроков. Модель строится на четырехэтапном учебном цикле.
Две представленные модели позволяют перейти от проектирования формы и содержания урока к проектированию ощущений, переживаний, эмоций необходимых для лучшего понимания материала. Причем одна (цикл Колба) может служить для проверки эффективности другой (Цикл Ганье).
Соберите данные о совей аудитории, постарайтесь понять заранее как именно она будет усваивать информацию, в этом вам поможет диагностика . Попробуйте ставить в процессе проектирования себя на место учащегося и задумайтесь о том, как именно отреагировали бы вы на предлагаемые элементы и форматы. Составьте карту «Эмоциональных откликов», в каком месте занятия какую эмоцию испытают ваши учащиеся.
И самое главное, задумайтесь о том какие именно данные. Собираемые в процессе обучения могут подсветить специфику получаемого образовательного опыта и процесс приобретения учащимися образовательных результатов.
Андрей Комиссаров и команда канала Digital Learning