Вот уже и дожил до того, что стал встречать на работе людей получивших когда-то образование в дистанционной форме. При том, понятно, что таких выпускников хватало и 5 лет назад, но никогда они мне не встречались в бизнесе на каких-то ключевых должностях с большим уровнем ответственности и требуемых компетенций. Выводы о качестве такого способа обучения пока сделать не берусь, но зато получил хорошую обратную связь о том, какие впечатления от дистанционного обучения. У человека почти полный негатив от того, что как раз пропагандируется, как плюсы дистанционного обучения. Мне помнится, что в ИДО я всегда немного грустил при виде пустых форумов и «чатов» на курсах где реально одновременно учились сотни человек. По сути, там была отлаженная схема, где студент был один на один с нашими курсами – вот тебе минимально достаточный материал в доступной форме, вот тесты для проверки, вот итоговый тест, а теперь приноси зачётку. А тут мне рассказали, как студентов под угрозой различных санкций заставляли постоянно общаться в форумах в рамках электронных курсов, выполнять какие-то групповые задания. У человека осталось ощущение, что его заставляли заниматься бессмысленной активностью в личное время и с реальным обучением это было мало связанно, и удобства совсем не приносило. Теперь у человека аллергия на всё что связанно с e-learning и даже видеоинструкциям он предпочитает простой документ со «скриншотами». Зато я представляю (даже не представляю, а видел пару раз), как руководство этого крупного вуза с гордостью рассказывало о том, как успешно они внедряют самые передовые технологии дистанционного и смешанного обучения, и что именно у них это обучение самое настоящие – «живое» и т. п. Значит где-то перегнули палку и получилась не помощь от взаимодействия, а «обязаловка». В общем, дистанционные технологии это тонкая штука требующая баланса, и к сожалению обратная связь от обучающихся не всегда может дать объективную картину (а часто она вообще мало кого интересует), т. к. студентам может быть просто не с чем сравнить предлагаемые им услуги. Кстати, тут подходим к вопросу моего отношения к дистанционному обучению в сфере высшего образования, которое сформировалось у меня еще 10 лет назад, и пока нет предпосылок для его изменения. Отношение такое – для взрослого человека с правильной мотивацией и хорошим первым высшим образованием дистанционное образование (второй диплом) может быть очень полезным, а иногда и единственным вариантом. Если вчерашний школьник пришёл в вуз, а его там начали обучать дистанционного, то в 80% случаев на выходе у нас не получится настоящего специалиста с высшим образование. Ведь в «вышке» самое ценное не те знания, которые устаревают еще раньше, чем успевают напечатать учебник, а изменение образа мышления и перестройка сознания! За редким исключением, люди не прошедшие этот плавильный котёл мозгов, остаются словно в другой реальности… Я еще не видел, чтобы инструменты e-learning научились передавать вот это нечто неформализованное, что было в классической высшей школе, но не говорю, что этого не научатся делать никогда… А еще может быть, что это станет ненужным потому что у наших детей мозги будут «переплавляться» еще раньше – ведь они начинают жизнь совсем в другом Мире. И если для меня в 12 лет первый компьютер был настоящим Чудом с кучей возможностей, то для нынешних детей «девайс» это в первую очередь окно в отдельную Вселенную – территорию без границ и почти без запретов…
Удачи!
Павел Безяев