Вчера у меня был удивительный день! Я познакомился и пообщался с экспертом в области Управления Знаниями Алексеем Емельяновым, который сейчас развивает это направление в компании «Лента» (еще он является модератором группы «КМ – Альянс» в www.linkedin.com). А вечером я был на трехчасовой лекции, где Павел Алферов рассказывал о своем опыте построения системы Управления Знаниями в оргкомитете Олимпиады Сочи 2014. И не надо скепсиса! Общепринятое отношение о том, что это все распил и «заливание» задач огромными деньгами -слишком поверхностное. Речь идет об уникальном проекте. А главное, что на 90% оргкомитет состоял из выходцев из коммерческих компаний, а не из госсектора. Объемы и сложность проектов просто поражают и потребность в Управлении Знаниями – жизненная необходимость!
Получилось, что вчера я узнал об Управлении Знаниями больше, чем за всю жизнь до этого и это провернуло мое отношение к этому вопросу. Раньше я считал, что сфера e-learningэто если не Вселенная, то, как минимум, целая Галактика. При этом управление знаниями виделось мне в двух аспектах:
– мертвая академическая теория (сложная, но совершенно не применимая)
– простые практические решения, в основе которых лежит некий технический инструмент часто входящий в состав СДО (например, модуль «Управление знаниями» в LMSWebTutor с порталом, блогами и социальными инструментами) и нехитрые процессы (мотивация экспертов).
Сейчас я понимаю, что все, в общем-то, наоборот – электронное обучение это всего лишь один из кирпичиков в сложном мироздании Управления Знаниями, который может быть использован в этом процессе. При этом для построения системы Управления знаниями совсем не обязательно глубоко вникать в вопросы e-learning (можно использовать результаты как «черный ящик»), а вот обратное утверждение будет неверным.
Если брать связку: люди – процессы – технологии, то в Управлении Знаниями технологии (инструменты) это последнее, чем надо заниматься (в e-learningтоже есть движение в этом направление, но пока это не так явно). Движение от инструментов – одна из главных ошибок тех, кто начинает игры в управление знаниями со стороны функций ответственных за дистанционное обучение (или обучение в целом). Структура и процессы продумываются очень поверхностно, люди приравниваются к сферическим коням в вакууме, а дальше все сводится к выбору удобного\модного\привычного инструмента. Все это внедряется и потом тихо умирает где-то на задворках корпоративного портала или СДО.
Есть еще важный нюанс – сложность компании. Если речь идет о простом розничном бизнесе (особенно с однотипными товарами), то в некоторых случаях применим и такой упрощенный подход к Управлению Знаниями. К примеру, если не считать офисных сотрудников, где часто функция это 1-2 человека, в точках продаж обычно бывает 2-3 типовые должности и собрать и выстроить для них управление знаниями не самая сложная задача. А теперь возьмем нефтяную компанию, состоящую из почти сотни дочерних предприятий добывающих, перерабатывающих и сбывающих нефть всевозможными способами. Тут в «фоновом режиме» знаниями не поуправляешь – будешь только мешать высококлассным профессионалам.
В общем, за Управлением Знаниями скрывается огромная, увлекательная и очень востребованная область, которая ждет своих Колумбов и Королевых!
Добрых вам Знаний!
Удачи!
Павел Безяев
Павел, интересная публикация. Я сейчас стою примерно на тех позициях, которые вы описали как свои взгляды до “инсайта”. Ну разве что инструменты ДО для меня всегда – только инструменты достижения целей обучения, а в более широком контексте – целей бизнеса. Что касается КМ – воспринимается как излишне замудренная и заакадемиченная тема (хотя грызет червячок сомнения, что есть где-то в ней здравое зерно). Интересно было бы познакомиться с материалами, которые на вас так повлияли – может быть, и моя точка зрения как-то изменится.
Алексей, буду рад если получится приехать к вам в гости, чтобы обменяться идеями и опытом. Всерьез думаю согласовать под это командировку.