Глава 2. e-Learning: начало – Часть 3.
Немного расскажу о том, как строились электронные курсы, которые мы называли электронными обучающими системами (ЭОС). Кстати, версия WebCT, которую мы использовали первые 2 года, была создана еще до появления SCROM, но это несколько не мешало создавать качественные продукты и получать достаточную обратную связь по процессу обучения. С точки зрения студента, каждый курс в WebCT представляя собой типовой web-сайт содержащий в себе учебные материалы, инструменты контроля и взаимодействия. На рисунке ниже представлен пример самой первой ЭОС:
Стандартный ЭОС включал в себя:
- Руководство по изучению
- Содержание курса
- Календарь
- Инструкция по WebCT
- Форум
- Почта
- Чат
- Зачетная Книжка
- Личная статистика
- Тесты
Даже из списка видно – подход был системным, хотя при этом не надо забывать что 90% этой структуры ЭОС появилось когда мы с друзьями получали 0 рублей и ничего еще не знали об e-learning.
И так, в каждом курсе было «Руководство по изучению» содержащее в себе такие разделы, как:
• Цели и задачи дисциплины
• Методические рекомендации по изучению дисциплины
• Темы рефератов
• Форма контроля
• Вопросы итогового контроля по дисциплине
• Глоссарий
• Литература
• График изучения курса
Не скажу, что этот раздел пользовался большой популярностью у студентов, но веса курсам он придавал.
Материал дисциплины (в основном это были гуманитарные предметы), четко структурировался на разделы и темы. Курс верстался в html руками моей команды, а к каждой теме еще поясняющие «схемо-курсы» (интерактивная структура темы во flash), текст дополнялся необходимыми иллюстрациями, а все термины обязательно имели ссылку на глоссарий. К каждой теме создавался промежуточный тест. Система тестирования была темой для гордости. К каждому вопросу обязательно закладывалась обратная связь на случай ошибки, которая направляла студента к тем материалам курса, которые требовалось повторить. Перед началом каждого курса студент должен был пройти обязательный «предтест», которой выявлял необходимый входной уровень знаний для изучения дисциплины. Если уровень не соответствовал требуемому, то давалась обратная связь с рекомендациями и студент не допускался к обучению до набора проходного балла (количество попыток не ограничивалось). Лекционный материал можно было изучать в любом порядке, но тесты должны были сдаваться в строгой последовательности. После сдачи теста по последней теме, студент получал доступ к итоговому тесту, формируемому из вопросов по всем темам. Формула для выставления итоговой оценки в «зачетку» была построена так, что основной вес был у итогового теста (там было всего две попытки), но при этом учитывались и успехи по всем промежуточным темам, поэтому прохождение «методом тыка» и «помощь друга» на итоговом тестирование не приводили к хорошим результатам.
Если говорить о причинах успеха внедрения дистанционного обучения в ИДО, то нельзя не отметить роль «АСОО». АСОО – автоматизированная система организации обучения – продукт разработанный студентами программистами под руководством Пановой Веры Михайловны. Систему начали разрабатывать примерно за год до моего прихода в ИДО и, положа руку на сердце, именно с этого началось внедрение настоящего дистанционного обучения, хотя я долгое время этого не понимал. В АСОО были автоматизированы почте все основные процессы ИДО – велась база студентов и преподавателей, отслеживалась оплата обучения, составлялось расписание, фиксировалась успеваемость. Интеграция WebCT и АСОО произошла примерно следующим образом – я, тыкая разные кнопки, нашел формат файла в котором можно было загружать данные в WebCT (текстовый файл, где через запятую перечислялись необходимые поля). Сходил к ребятам разработчикам АСОО и узнал, что о студентах у них есть. Потом мы договорились, как будем называть курсы и я принёс им образец-файл, в котором они должны были выгружать мне каждый месяц данные о студентах, зачисленных на курсы, по которым уже есть ЭОС:
«Global ID,Имя,Фамилия,DateBegin,DateEnd,Курсы,Зарегистрированные курсы,Пароль
1Politolog, Мария Николаевна,Андреева,22.05.2003,12.06.2003,Politolog;S,,2146»
Дальше процедура была простой. Раз в месяц мы удаляли с курсов всех, кто отучился, и загружали новые группы (обучение по всем дисциплинам было рассчитано ровно на месяц). По такой же схеме действовали и администраторы региональных филиалов, только загружали файлы они в свои локальные версии WebCT и получали их на дискете. Даже не припомню, чтобы эта схема давала серьезные сбои.
Отдельно я мог бы много добрых слов сказать о самой LMS WebCT. Что не говори, а это был продукт опередивший своё время на несколько лет. Даже сейчас я знаю коммерческие LMS, которые, на мой взгляд, не дотягивают до уровня версии WebCT 1999 года. Если бы ни потребность в SCORM, то я бы и сейчас с радостью организовал бы обучения (под определенные задачи) в том же продукте. К плюсам можно отнести и то, что за 2,5 года использования мы ни не сталкивались с ошибками программного кода, а почти весь функционал (очень богатый) был изучен без какой либо документации (интуитивно понятный интерфейс). А какие там были инструменты для формирования отчетов – просто сказка! Если вы вдруг надумаете создавать свою LMS – обязательно найдите этот раритет и изучить его возможности!
Какими бы наивными сейчас не казались многие из тех решений, что принимались нами в далеких 2002-2005 годах, но даже сейчас, перечитывая документы тех времен, я испытываю лёгкую гордость за то, что приложил руку к таким интересным и уникальным процессам. Такой шанс выпадает далеко не каждому. Спасибо за нулевую зарплату!
Продолжение следует…
АСОО2 представляла собой весьма интересную вещь: БД на MS SQL Server и “жирный” клиент, написанный (не поверите) на Access (причем требовалась установленная Access XP и никакая другая!). Однако при всей своей нелепости эта штука реально работала, хотя и требовала огромного штата администраторов для выполнения задач, которые в классическом деканате выполняет одна девочка-секретарь))) Был еще проект АСОО3 (на платформе .NET, с web-интерфейсом), но ему не суждено было сбыться…
Мне все же видится, что АСОО был больше чем “классическим деканатом” хотя я в этой теме не спец. А почему так и не состоялся АСОО.NET? На чём они сейчас работают?
АСОО2 точно больше, чем классический деканат, но нужны ли реально все его дополнительные функции? На мой взгляд, это классический случай размножения бизнес-процессов без необходимости, автоматизации ради автоматизации… Не знаю, на чем они сейчас работают, т.к. сам уже 4 года как оттуда уволился, но программистов там не осталось, по крайней мере все, кто при мне работал, давно ушли в коммерческие компании, так что, думаю, воз и ныне там. Вообще, единственным человеком, на котором там все держалось, был Юрий Владимирович Исаев, и с его уходом с поста проректора, а потом и из жизни ИДО закономерно покатился к концу.
От WebCT в ИДО отказались, по-моему, с 2006 г. и перешли на бесплатный Moodle, который оказался ничем не хуже.