Глобальные тренды корпоративного обучения

#тренды

Сегодня поговорим о трендах. Неявных и глобальных трендах корпоративного обучения, которые можно экстраполировать и на всю сферу образования.

1. Какие глобальные процессы мы наблюдаем в мире:

– Массовая цифровизация, погоня за данными и искусственным интеллектом.

– Беспрецедентный поток инвестиций в EdTech и ежедневные новости о создании уникальных сервисов и платформ на базе анализа данных и машинного обучения.

– Взрывной рост, новая роль и возможности «белого» инфобизнеса и дополнительного образования. Недавно я уже писал про то, как корпоративное обучение вынуждено поворачиваться в сторону новых онлайн-школ – вслед за своими активными сотрудниками (https://t.me/ielearning/1537).

– Глобальный кризис института высшего и среднего образования и поиски альтернатив.

2. Что важного происходит внутри корпораций:

– Массовая и стремительная оцифровка процессов и людей. Где-то пока это ещё выглядит нелепо и показушно, но паровоз набирает ход и его не остановить.

– Рано или поздно на рынке начнут доминировать бизнесы, в которых данные и аналитика сделают прозрачной эффективность основных решений и действий…

3. Что такое корпоративное обучение в больших компаниях сегодня?

– Постоянная разработка однотипного контента и образовательных программ. Например, в последнее время я пересёкся с несколькими металлургическими холдингами и почти везде одна и таже картина – всё собирают свои «уникальные» курсы по цифровизации и промышленной безопасности. И я молчу уже про soft skills. Общие темы и процессы, но все собирают и персобирают контент с нуля. И так во всех отраслях.

– Постоянное внедрение, перевнедрение, обновление и интеграция LMS и различных образовательных сервисов и платформ. Огромные ресурсы тратятся на бесконечное «изобретение велосипедов», героическое преодоление препятствие и попытку удивить заказчиков и угнаться за трендами и другими сферами. Уважаемая зеленая корпорация внедрила уже всё что можно и даже нельзя, потом отказалась и стала разрабатывать своё с нуля. Красные и синие тоже не отстают )

– Бесконечная попытка описаться компетенции и роли сотрудников, оценить потребности бизнеса и людей в развитии и выдать им всем «волшебные таблетки». В этой гонке функция обучения пока всё время отстаёт на пару шагов и проигрывает, но упорно тратит силы и ресурсы.

– Корпоративные университеты, не научившись оценивать свою эффективность для бизнеса, дружно решили, что надо выходить на внешний рынок и за счёт экономических показателей доказывать свою ценность и уникальность…

4. Куда это всё может повернуть:

– На рынке регулярно идут разговоры о формирующемся спросе на аутсорс функционала корпоративного обучения.

– Рынок стремительно насыщается контентом, всё больше востребованных онлайн-школ и агрегаторов контента. Всё очевиднее нелепость бесконечно разработки этого же контента внутри компаний.

– Давние мечты о «самообучающихся» организациях становится всё более реальными в условиях, когда процессы, эффективность и люди оцифрованы. Любой, хоть немного осознанный, человек может легко сложить видимые ему задачи и потребности и самостоятельно использовать доступные ресурсы для развития.

– Вы слышали про HR-zero? О том, что благодаря автоматизации, цифровизации и прозрачности процессов выделенная роль HR исчезнет. Вопрос о справедливости места обучения внутри HR открытый, но чаще всего это именно так. А почему нет?

Складываем все факты и у нас начинает формироваться интересная картинка будущего корпоративного обучения, где Корпоративные университете перестанут изображать из себя замену высшему и среднему образованию, фабрику уникального контента, системы оценки потребностей и планирования карьеры. Тут я верю в коллег из корпоративного обучения, которые интуитивно или осознано понимают нечто подобное и пытаются нащупать и нащупают новые роли и смыслы.

А каким вы видите будущее корпоративного обучения и образования? Куда всё разворачивается?

https://t.me/ielearning/1552

Павел Безяев и Команда сообщества Digital Learning

Дедлайны в учебных программах

#методисту #дляновичков

Сегодня у нас интересная публикация по вопросу, заданному в чате для новичков: «Сейчас разрабатываю программу курса с потоковым обучением, где обязательно должны быть дедлайны. Мне нужно продумать как будет выстроена работа с этими дедлайнами, ответить на вопрос: что делать, если студент не сдал задание вовремя?»

Это достаточно распространённая задача, с которой регулярно сталкиваются не только новички. К ответу подключились признанные гуру сообщества в области методологии @IDEvA и @ilumed и вот их рекомендации:

1. Первый шаг стандартный – поймите кто ваша аудитория и уровень её мотивации.

2. Далее надо понимать, что дедлайны не просто формальны элемент курса – они должны выполнять какую-то образовательную задачу. Например, в нашем случае, выполнение заданий участниками привязано к синхронным урокам и разбору заданий экспертами.

3. Надо понимать, что наличие дедлайнов, по сути, это такая традиционная образовательная модель: сделаем все строго, чтобы не прогуливали, не отваливались. В зависимости от контекста и общей интенсивности программы дедлайны могут спровоцировать фрустрацию и напряжение.

4. Если есть система оценивания заданий, вы можете зашить в формулу оценки снижение балла на некий % в зависимости от срока просрочки.

5. Если программа так спроектирована, что без сдачи задания они не поймут материал следующего урока, тогда нужен формат стоп-уроков.

6. Вариант мотивации, когда обратная связь к заданию гарантировано даётся только при выполнении сроков сдачи работы.

7. Можно объединять по группам-парам, чтобы участники контролировали друг друга, был какой-то “староста” в команде, кто следит за прогрессом всех.

8. Важно подумать: что сделать, чтобы выполняли дедлайны, как относиться к дедлайнам, насколько они критичны.

Поддержу последний пункт и добавлю свои «пять копеек»:

Я бы сначала подумал над процессом, который бы поддержал студента в работе над заданием в заданные сроки:

– Куда ему обратится с вопросами?

– Есть ли напоминание о сроках автоматическое и от менеджера курса?

– Кто-то интересуется у студента о том нет ли у него сложностей с решением и какая нужна помощь?

– Есть ли реальная помощь, если что-то непонятно?

Потом я бы посмотрел на вопрос со стороны студента – что ему даст сдача задания вовремя? Например, получить разбор задания от преподавателя, а если опоздал, то уже только оценку.

А какие у вас есть идеи и примеры реализации на эту тему?

Ссылка на публикацию: https://t.me/ielearning/1550

Павел Безяев и Команда сообщества Digital Learning

Разработка и проведение синхронных онлайн-программ

Готова запись и презентации совместного митапа сообщества Digital Learning и канала Future Learning«Разработка и проведение синхронных онлайн-программ».

Почему это важно? 

1. На встрече мы разбирали один из самых востребованных форматов – синхронное онлайн-обучение.

2. Полученный контент может быть полезен и начинающим и опытным обученцам.

Не секрет, что синхронный формат стал для многих жизненной необходимостью и спасением, но за кажущейся простотой использования кроются важные нюансы и «подводные камни». Раньше этот формат воспринимался как вспомогательный и методики его применения развивались слабо. Но, кажется, что теперь мы накопили достаточный опыт чтобы поделиться им.

Мероприятие полезным и интересным, но у меня остались двоякие чувства:

Хорошие новости:

Именно под этот формат обучения у нас есть самые развитые инструменты и они активнее всего развиваются.

Созданный под другие задачи ZOOM, оказался настолько востребованный в обучении, что обзавёлся кучей полезных опций под наши запросы и об этом замечательно рассказывает Наталья Овчинникова, ведущий тренер по обучению и развитию при Правительстве Москвы. С другой стороны у нас есть инструменты изначально созданные для решения задач обучения – например, Webinar.ru. Для тех, кто обучал людей в онлайн ещё до событий 2020 года, разница между этими инструментами очевидна. Начиная от самого интерфейса вебинара и заканчивая разными полезными для тренера опциями. Например, кто ещё мог подумать про функцию отслеживания вовлеченности обучающихся в моменте и в аналитике после мероприятия?

И конечно, именно в этом формате сейчас накоплена огромная практика. На встрече Олег Замышляв привёл пример своей достаточно универсальной 9-шаговой модели вовлечения команды в генерацию будущего компании на синхронных мероприятиях.

Чего мне не хватило?

Мне кажется, что у нас всё ещё проблемы и барьеры в этом вопросе. Как в асинхронных форматах у нас есть разрыв между методиками обучения и реализацией их на практике. Есть много людей, которые уже на уровне интуиции понимают, как учатся люди и отлично это делают очно, но переходя в онлайн они словно теряются или впадают в ступор и ограничивают себя очень узким набором инструментов, функций и подходов. С другой стороны, есть огромное предложение функционала от разработчиков, но этот функционал почти не подкрепляется методиками его применения. В итоге мы получаем, что все «выживают как могут» и нарабатывают собственные лучшие практики и подходы. Думаю, это как раз то, над чем ещё нужно поработать сообществу, а пока наш вклад – запись митапа и более подробные выводы в публикации Олега Замышляева.        

Павел Безяев и Команда сообщества Digital Learning

Исследование предпочтений в онлайн-обучении

Отличная новость в продолжение темы про выбор форматов обучения:

Команда elc опубликовала результаты исследования предпочтений слушателей электронных курсов.

В отчете много интересных фактов и сюрпризов. Некоторые из устоявшихся мифов обучения не находят своё подтверждение.

Ключевая мысль для меня: «Выводы, которые мы получили в исследовании этого года, в ряде позиций, действительно, сильно отличаются от предположений, которые делают организаторы электронного обучения»

И это ещё мягко сказано! Есть ощущение что многие обученцы живут вообще в другой реальности и учат каких-то других «сферических людей в вакууме»!

Вот выводы, которые зацепили меня больше всего:

1. Люди не особо хотят учиться с мобильных телефонов.
Это самый интересный пункт. В сообществе мы регулярно обсуждаем противоположное мнения о том, что все уже давно всё делают с мобильных телефонов и поэтому все курсы уже давно надо делать адаптивными или только под мобильный формат. И вот такие «новости»… Хотя если просто остановиться и подумать, то всё очевидно – просто не надо путать информирование, чтение книг и просмотр контента с процессом серьёзного обучения. Можно сказать, что обучение это работа, а на каком устройстве мы пока ещё больше работаем (ну может не все, но большинство)?


2. Сотрудники считают оптимальной длительность онлайн-курса – 45 минут.
Просто вспомним про разговоры о «курсах» в 15-20 минут… И снова про подмену понятий – информирования и обучения.

3. Предпочтения по длительности курса и его формату в зависимости от возраста практически не меняются (а сколько было разговоров!).

4. Сотрудники в компаниях переучены (ну это мы как раз знаем).

5. Большинству в процессе обучения нужно взаимодействие с другими.
Вот она – моя главная боль! Сколько стучу в закрытые двери и говорю про это. Я вижу в корпоративно обучении словно два лагеря – армия создателей автономных асинхронных онлайн-курсов и специальные подразделения по созданию синхронных и эксклюзивных программ.  И почти нет середины – немного доработанных асинхронных онлайн-курсов с поддержкой от менеджеров и тьюторов и синхронными вставками. Производство такого курса не сильно сложнее простого асинхронного, но весь вопрос в обвязке поддержкой и тут возникает какой-то ступор. Можем об этом поговорить.

6. Люди хотели бы увеличить количество примеров применения изучаемого на практике и в реальной жизни, а сократить хотят в большей степени анимацию и количество теоретического материала.

7. Кажется, всем уже приелась базовая геймификация – значки, награды, баллы, уровни. Особенно – персонажи и герои курсов. Людям важны – понятная логика, связь с реальностью, разбор заданий, прозрачный прогресс.

Подробнее в отчёте: https://e-learningcenter.ru/issledovanie_predpochtenij_slushatelej

Как выбирать форматы обучения

#дляновичков

В четверг у нас традиционный пост для новичков. Сегодня поговорим про выбор форматов.

Многие из тех, кто только делает первые шаги в digital learning задаются вопросом – а как правильно выбирать форматы для своих учебных программ и курсов? Где взять эти правила?

Шутка в том, что если посмотреть на методики и теории обучения, то они в основном говорят о том, как решать учебные задачи, как подходить к проектированию эффективной программы и как учатся люди. Условно они говорят о том, ЧТО ваша программа должна содержать и КАК работать, но не о том какие форматы вы должны использовать для упаковки контента и заданий.

Нет такой однозначной теории, где говорилось бы, что вот эти знания мы пишем просто текстом, а тут – снимаем лектора на видео, здесь – обязательно делаем дорогостоящую 3D-анимация, там – вставляем вайны, а это – только в VR… Нет, такого нет. Почему так вышло? Форматы появляются и развиваются стремительно и непрерывно. Меняется стоимость их применения и удобство разработки, так же как меняются предпочтения пользователей и представления о качестве.

В некоторых случаях выбор формата очевиден. Например, если в рамках построения программы мы понимаем, что нам нужен симулятор работы с программным продуктом, то у нас вряд ли возникнут вопросы о формате такого симулятора. А вот если нам надо сделать диалоговый симулятор продаж, то тут опять возникает выбор – можно сделать его текстовым, а можно с голосовым ботом или как интерактивное видео.

Можно выделить следующие принципы для выбора форматов:

К примеру, очевидно, что на любую тему мы можем написать книгу и детально там рассказать о любом процессе даже без картинок. Текст работал и работает. Но представим сколько сил придется потратить чтобы текстом рассказать, как огранить алмаз и какие будут шансы у ученика повторить процесс. Гораздо лучше станет, если мы добавим картинки. Но ещё проще и лучше было бы снять процесс огранки на видео.

Идеальные: мы исходим из того насколько формат подходит под задачу и как он воспринимается нашей целевой аудиторией.

Прагматичные: стоимость и скорость разработки, сложность актуализации, специфика инфраструктуры и средств доставки (ну нету пока в нигерийской деревне VR-шлемов).

А теперь нам надо сделать корпоративный курс по сложным юридическим аспектам. Мы снимаем нашего юриста на видео, накладываем отличную инфографику, а через месяц меняется статья закона, на которую он ссылался. Ещё через неделю меняется внутренний регламент. И мы каждый раз снова гоняем в студию нашего эксперта и снимаем видео? Или мы лучше сделаем видео только для мотивации и с фундаментальными знаниями, а все меняющиеся правила добавим в курс как wiki-страницу, чтобы наш эксперт мог сам вносить правки?

Или вспомните, как раньше мы учили правила движения – по карточкам с примерами ситуаций. Есть тексты правил, а есть множество карточек с примерами их применений. Текст и картинки и всё отлично работает. Можем мы принципиально улучшить обучение, если сделаем все эти кейсы в формате видео или даже VR? Помню, что для некоторых кейсов динамики не хватало, но для большинства это было бы избыточной информацией и лишней тратой времени обучающегося.

А ещё мы знаем, что люди отличаются по способу восприятия информации. Если мы можем себе это позволить, то часть контент хорошо бы давать сразу и в трёх форматах – текст, аудио и видео. Но тут вопрос прагматики.

Где-то мы можем выбирать формат для мотивации обучающегося и привлечения внимания. Крутой ролик с моушн-дизайном, встроенная игра, комбинация форматов и т.п.

Конечно, ещё долго можно приводить примеры и говорить о форматах, но теперь вы понимаете базовые принципы и знаете куда смотреть и что спрашивать у других участников нашего сообщества. Удачи!

Павел Безяев и Команда сообщества Digital Learning

Корпоративное обучение и инфобизнес


Когда меня просят рассказать, как устроено корпоративное обучение, то первое о чём хочется напомнить это особая чувствительность данного процесса к внешним изменениям и воздействиям. В отличие от других образовательных институтов, корпоративного обучение существует далеко не в вакууме. Работа с самыми активными и требовательными клиентами и заказчиками приводит к тому, что эта функция постоянно должна угадывать и предугадывать тренды и ожидания. В результате мы видим эту постоянную гонку и копирование.

Теперь если посмотреть на инфобизнес, то мы заметим, что целевые аудитории всё больше и больше пересекаются. Сегодня можно условно разделить сферу онлайн-образования на радикальный инфобиз от Аязов, Маричевых, ACCEL и на уже вполне себе серьёзные онлайн-школы типа SkillBox, Skypro, Нетология, Отус и т.п. Вторые ребята безусловно вынуждены играть на одной поляне с радикальным инфобизом и применять схожий набор инструментов для продвижения, но и игра в долгую для них важна, поэтому развивается и качество.

Активные сотрудники компаний и корпораций всё чаще выбирают для своего развития образовательные продукты таких онлайн-школ. Таким образом у них уже формируется представление о работающем онлайн-обучении. И это уже влияет и будет влиять всё больше на корпоративное обучение. Кто-то уже осознано мониторит этот рынок и направляет своих сотрудников на подобные курсы, а кто-то ещё смотрит на это всё с высока. Кажется вторым пора поменять свою стратегию, если они не хотят обнаружить, что бизнес уже успешно решает свои запросы на развитие без них.

Мне очень интересно узнать, как с этим обстоят дела в ваших компаниях? Как вы учитываете предложения онлайн-школ, формируя свои каталоги продуктов и собирая потребность на обучение? Какие уже есть примеры партнёрств? А как этот тренд выглядит со стороны онлайн-школ?

Павел Безяев и Команда сообщества Digital Learning

Разработка и проведение синхронных онлайн-программ

#дляновичков #опытным #мастерам

Друзья!

⚡️Сегодня у нас уникальный митап сообщества полезный и для начинающих обученцев и тем кто живете этим давно! Мы разберём один из самых востребованных форматов – синхронное онлайн-обучение. 

🚨Почему это важно? Синхронный формат стал для многих жизненной необходимостью и спасением, но за кажущейся простотой использования кроются важные нюансы и «подводные камни». Раньше этот формат воспринимался как вспомогательный и методики его применения развивались слабо. Но теперь эксперты сообщества накопили достаточный опыт чтобы поделиться им!    

Ждём вас сегодня в 18:30 на митап  «Разработка и проведение синхронных онлайн-программ».

Обсудим:

🔸Выбор сервиса для синхронной онлайн-программы

🔸Особенности платформ Webinar и Zoom

🔸Явные и скрытые возможности Zoom

🔸Авторскую концепцию Олега Замышляева «9 ступеней вовлечения команды в будущее компании»

https://mozlab.timepad.ru/event/1833995/

До встречи!

Команда сообщества Digital Learning

Наука обучения

#саммари #наукаобучения

Вчера в сообществе Digital Learning снова обсуждали роль методиста в обучении. Что важнее – знание предметной области или умение обучать, если надо выбирать? Есть ли вообще доказанная ценность от методистов или хороший «предметник» справится и сам? Вопросы хорошие и обоснованные.

Вчера я познакомился с автором нового образовательного канала «Лаборатория онлайн-обучения» Михаилом Осиповым. Михаил очень хорошо обозначил проблему современного обучения и свои цели. 

В погоне за новыми прикладными инструментами и форматами потерялась связь между доказанными научными подходами и сложившейся практикой. Большинство так называемых «методистов» при разработке своих образовательных продуктов опирается на очень популярный сейчас подход – «насмотренность», а не на науку. Есть какой-то личный опыт, примеры с рынка, устоявшиеся практики и мифы. Именно поэтому мы и получаем регулярно ситуации, когда методисты не могут аргументированно общаться с предметными экспертами и обосновать предлагаемые решения. Поэтому и споры о базовых знаниях методистов и их роли. И это серьёзная проблема.

Михаил предполагает, что мог бы стать своеобразным «мостом» между научной теорией и практиками. В своей работе он применяет доказанные модели и подходы. Постоянно ищет новые исследования и теории. Его мечта – вернуть обоснованный научный подход в образование и онлайн-обучение

Мы обсудили возможные варианты сотрудничества Михаила и сообщества. Digital Learning сегодня это самое большое и активное сообщество практиков-образованцев и отличная возможность для популяризации научных подходов и проверки теории. Совместно мы можем создавать «Лаборатории Digital Learning», качественный образовательные программы современных «обученцев» (Академия L&D), рекомендации и стандарты. Я верю, что комбинация научного подходы и регулярной практики поможет совершить качественный скачок от сложившегося «образовательного хаоса» к настоящему «современному обучению»! 

Присоединяйтесь!

Павел Безяев

Спасибо!

Немногие из вас задумывались о том, как и почему сообщество Digital Learning развивается и остаётся таким уютным и продуктивным.

Сегодня – пост благодарность всем, кто к этому причастен.

Общение в чатах, публикации в каналах и наши мероприятия – лишь вершина айсберга за контрой скрывается работа многих людей!

Ежедневно (!) лидеры и модераторы сообщества обсуждают планы и задачи, создают контент, организуют мероприятия, наполняют Базу знаний, поддерживают активность в чатах. Делают всё, чтобы сообщество было интересным и полезным для всех участников. Сейчас в чате модераторов 11 человек:
• Павел Безяев @BezyaevPavel
• Владимир Казаков @vmkazakoff
• Олег Замышляев @Oleg_Z_Masterskaya
• Дмитрий Якушев @khryunobotan
• Елена Тихомирова @ElenaELC
• Кирилл Крикунов @ZigFreud
• Евгения Ращупкина @IDEvA
• Глеб Кушедов @kushedow
• Софья Гриханова @grikkco
• Виталий Пинигин @vpaudit
• Алексей Калмыков @AlekseiKalmykov

А ещё хочется поблагодарить активных участников сообщества, которые участвуют в рабочих группах, делятся своими наработками, идеями, проблемами и вопросами!

Сегодня у нас особая новость!

С октября 2021 года у сообщества появился «Консорциум развития сообщества Digital Learning». Консорциум – это наши постоянные спонсоры, которые позволят вывести сообщество на новый уровень! На данный момент в консорциум вошли две замечательных edTech-компании: Webinar Group и iSpring

Если Ты читаешь данное сообщение, то Ты –УЧАСТНИК сообщества Digital Learning! Всё что мы делаем – мы делаем для Тебя! Всё что Ты делаешь в рамках сообщества – помогает нам развиваться и становится лучше и полезнее!

Главный показатель качества онлайн-школ

#саммари

В выходные в сообществе Digital Learning обсуждали, как люди входят в профессию. Не просто учатся, а именно попадают в профессию ибо в нашей стране это пока ещё очень разные вещи. 

Начали с программистов, а потом посмотрели на нашу сферу. 

Пока лично у меня складывается следующие впечатление:

Вуз может дать хорошую базу. Базу, которая не даёт тебе никаких гарантий на успех и даже профессию, но помогает потом стать чём-то большем чем узкозаточенный биологический механизм. 

Лет 10-20 назад в сфере digital learning ещё не было системной подготовки кадров, как и понятного профиля и спроса. В нашу сферу люди попадали с самым разобранным базовым образованием (от врачей, до инженеров) и все как один говорят, что учились «в полевых условиях» – на практике. Пока формат обучения «в боевых» условиях остаётся доминирующим и самым эффективным. Вопрос только – как попасть в эти самые «условия»? 

Раньше это была чистая случайность или наличие каких-то «связей». Сегодня система стажировки и помощи с трудоустройством это явное и главное конкурентное преимущество онлайн-школ. 

Можно сколько угодно убеждать рынок, что у вас отличные методисты и контент самого высокого качества. Но разница между школой с просто хорошим курсом «Java-разработчик» и программой, где есть гарантированная стажировка и реальная помощь с трудоустройством, как между «самообучением по бесплатному контенту» и «входом в профессию». 

Если развивать эту мысль, то в какой-то степени можно говорить, что сегодня можно самостоятельно и бесплатно обучиться почти всему. Но вот «войти в профессию» случайно становится всё сложнее. ВУЗы и СУЗы тут так и не дают никаких гарантий. И именно тут основная ниша для дополнительного образования и онлайн-школ. Они могут позволить себе давать сразу «живое и востребованное знание» и работать в связке с заинтересованными работодателями. 

В этой логике более чем разумной и оправданной становится модель ISA – оплата обучения с % от зарплаты после трудоустройства по профессии. В такой схеме у онлайн-школы появляется очень серьезная мотивация работы над качеством программы во всех её аспектах – от правильного отбора обучающихся, до работы с их мотивацией и целями. А для облучающегося это знак качества и минимальные риски.

Время покажет…

Павел Безяев

digital learning, elearning, knowledge management, community management