Мир образования уже не будет прежним

Во второй квартал 2020 года мир вошёл в уникальном состоянии глобальной изоляции. Всю глубину изменений и последствия этих событий ещё предстоит оценить историкам, но мы уже знаем, что многое не будет прежним. Образование в целом и корпоративное обучение в частности оказалось в авангарде вынужденной ускоренной трансформации. Онлайн-обучение неожиданно оказалось единственным каналом доставки знаний. Далеко не все сферы образования оказались к этому готовы. Печальная участь постигла школы – учителя оказались в роли неподготовленных ополченцев, которых в 1941 году бросили с винтовками (одной на троих) против танков на подступах к Москве. А родители оказались в роли работников тыла, которые были вынуждены круглосуточно «ковать победу» в невыносимых условиях. В этот истории сбылись самые худшие опасения. Чуть лучше ситуация получилась с высшим образованием, но очень неоднородная. Если говорить о корпоративном обучении, то анализ ситуации в крупных корпоративных университетах показывает хорошую готовность и скорость адаптации.

Руководители некоторых корпоративных университетов отмечают, что у них и до кризиса до 70-80% всего обучения уже было в онлайн и переход почти не вызвал затруднений. Но самое главное изменение, которое произошло в корпоративном обучении – окончательное стирание границ между «классическим» и «электронным» обучением. Еще несколько месяцев назад можно было столкнуться с таким делением, а часть специалистов по обучение не имела и не планировала формировать компетенции обучения в онлайн. Сейчас все изменилось –  методологи и тренеры активно осваивают и применяют новые компетенции.

В нашем Корпоративном университете до изоляции половина обучения уже проходила в онлайн-формате, но специфика была в том что 80-90% этого обучения было асинхронным (без привязки ко времени и взаимодействия с преподавателем в реальном времени). Основное обучение проводилось с использованием ранее созданных онлайн-курсов, которых на данный момент уже более 500. Но изоляция потребовала срочного перевода очных программ в онлайн-формат и примирения синхронных технологий обучения (взаимодействие с преподавателем и участниками в реальном времени). Самый распространенный формат такого обучения – вебинары, но он не единственный и далеко не всегда  самый эффективный.

На первом этапе Корпоративный университет оперативно подготовил серию рекомендаций по сервисам для синхронного обучения и организовал вебинаров по их применению. Но очень быстро стало понятно, что пропущен ещё один важный шаг, без которого сложно наладить качественную коммуникацию – важно сформировать единую терминологию и говорить на одном языке. Так сложилось, что на рынке онлайн-обучения нет единой трактовки ряда терминов, а так же устоявшихся определений для совсем новых форматов. И было решено зафиксировать их хотя бы на уровне нашей компании.

Вот они:

Цифровой контент – любые виды цифрового контента используемого для обучения (видео, анимация, модели, статьи, иллюстрации, аудио).

Онлайн-курс – курсы, предполагающие асинхронное обучение – могу работать почти без поддержки тренера и менеджера. Создаются на базе цифрового контента, интерактивных заданий, инструментов самопроверки и оценки. Чаще всего это «слайдовые» курсы или курсы с видео.

Вебинар – синхронное учебное мероприятие, где ставка делается на трансляцию знаний спикером при относительно невысоком вовлечение участников. Стандартные инструменты вебинара –видео-трансляция спикера, презентация, трансляция рабочего стола, чат, опросы.

Онлайн-тренинг – синхронное учебное мероприятие максимально приближенное по структуре и эффективности к классическим интерактивны очным тренингам (работа в группах, мозговые штурмы, ролевые игры, взаимная оценка). Не является классическим вебинаром, где вовлечение участников минимальное.

Онлайн-программа – комплексные учебные программы, построенные с применением синхронных и асинхронных методов обучения в онлайн: вебинары, онлайн-тренинги, онлайн-курсы, цифровой контент, почтовые рассылки, форумы, чаты.

Смешанная программа – комплексные учебные программы, построенные с применением очных (лекции, тренинги, семинары…) и онлайн форматов, которые могут в свою очередь представлять из себя комбинацию синхронных и асинхронных методов обучения в онлайн: вебинары, онлайн-курсы, онлайн-тренинги, цифровой контент, почтовые рассылки, форумы, чаты.  

Использование единой терминологии и классификации позволяет оптимально подбирать инструменты и методологию, а так же формировать новую ролевую модель функции обучения. 

Павел Безяев

Тренды корпоративного обучения 2020

Поговорим о трендах и будущем корпоративного обучения. Что нас ждёт? Понятно, что однозначного ответа ни у кого нет, но есть какие-то тенденции, которые становятся все более явными. Одна из них это изменение роли и концепции систем управления обучением (LMS).

Все уже давно понимают, что корпоративное обучение это гораздо больше и сложнее чем очные тренинги и онлайн-курсы, а значит строить обучение на основе управления этим процессом это примерно, как автоматизировать сервис доставки на платформе, созданной для бухгалтерского учета. Мы все больше понимаем, что должны заниматься не разработкой отдельных образовательных продуктов, а проектированием пользовательского опыта и созданием корпоративных экосистем обучения. С точки зрения сотрудников LMS должна «исчезнуть», а сервисы обучения и развития должны стать неотъемлемой частью рабочего процесса и привычных инструментов. Например, платформа, с которой работают продавцы или специалисты поддержки, должна помогать сотруднику именно в тот момент, когда у него возникают сложности, а лучше – опережая эти сложности. И сотруднику не надо для этого специально идти на какой-то перегруженный информацией и функциями «учебный портал». Другим важным элементом обучения становится поиск – единый интеллектуальный поиск компании. Поиск, который понимает, кто ты, в какой системе работаешь, что искал и изучал ранее и насколько тебе это помогло. Такой поиск выдает тебе максимально релевантные результаты, включая рекомендации по образовательным продуктами и сервисам. Для специалистов функции обучения такой поиск становится одним из ключевых «заказчиков» и источником информации для развития системы обучения.

Частично такую экосистему можно проиллюстрировать примером с сервисами Яндекс. Нам же все равно насколько сложные системы и платформы работают в ядре сервисов Яндекса и мы не идём за этим сервисами на какой-то огромный сайт, где в сложном меню ищем такси или недвижимость. Мы или запускаем необходимое нам приложение или просто вводим запрос в строке поиска. Как-то так и должна выглядеть идеальная экосистема обучения в компании. Как быстро мы к этому придём – большой вопрос, но определенные активности в этом направлении делаются и на рынке обучения и в нашей компании. Например, с января 2020 года наш «Портал знаний» будет интегрирован с общекорпоративным поиском и это станет важным шагом на пути создания полноценной Экосистемы знаний.

Написать данный текст меня вдохновила эта статья: 
https://vc.ru/learn/98698-trendy-onlayn-obucheniya-v-2020-godu-insayty-s-devlearn 

С наступающим 2020!

Ваш экосистемный Павел Безяев

КАК МЫ СТОЛКНУЛИСЬ С ИНФОБИЗНЕСОМ И…

Вчера мы сделали это! Собрали на одной площадке представителей от образования (больше корпоративного) и инфобизнса. И аккуратно столкнули их. Получилось очень интересно и показательно! Случилось это на онлайн-конференции «СТОЛКНОВЕНИЕ МИРОВ: Образование VS Инфобизнес», которая была организована сообществом Digital Learning.

Если до начала конференции у нас были сомнения – многие говорили, что все надумано и нет такого понятия, как «инфобизнес», как нет проблем взаимодействия в сфере обучения, то в конце вопросов не осталось – инфобизнес показал себя во всей красе при том, что он очень разный!

Мне ближе всего была мысль озвученная Дмитрием Волошиным о том, что корпоративное обучение (и в целом – «образованцы») уже берет себе на вооружение инструменты инфобизнеса и с этим все будет хорошо. Но вот обратный процесс затруднён по определению – инфобизнес строится изначально на «низкой базе» и других принципах. В том смысле, что в инфобизнес и идут потому что рассматривают это как быстрый способ заработка при минимальных вложениях. Быстро «упаковал» и продал, ещё продал и так пока не «выжжешь» все каналы. И даже если у инфобизнеса появляются большие деньги, то они, чаще всего, инвестируются именно в маркетинг и продвижение, а не в перевод продукта на новый качественный уровень. В противовес этому в образовании деньги не являются самоцелью, хотя на этом можно хорошо зарабатывать.

Я бы развил эту мысль дальше – у инфобизнеса есть шанс перехода на новый уровень, если он начинает инвестировать деньги не только в рекламу, а в качественный контен, развитие комьюнити и долгосрочную стратегию, ну и берет на себя ответственность. Но только в этот момент он перестаёт быть «инфобизнесом», а превращается в интересный образовательный проект – например, в уважаемую онлайн-школу. Кажется, такие примеры есть, но не уверен.

Вернёмся к нашей конференции и показательным моментам. Панельная дискуссия у нас началась с того, что ни один из спикеров, ни признал себя представителем инфобизнеса. Все получается или edTech-бизнесмены, или образованцы, или зарабатывают на развитие инфобизнесменов с благими целями. Ну ОК. Поехали дальше. У нас после пленарки было 7 спикеров. И тут все стало очень интересно – соприкосновение с инфобизнесом проявило себя на 100%. Только 3 спикера (Ульяна Раведовская, Евгений Селевич, Елена Тихомирова) делали доклад так, что в нем основным была именно передача какого-то уникального опыта, а не продажа чего-то или кого-то. Да, все спикеры работают на продвижение своего бренда и бренда своей компании, НО не делают это самоцелью! А тут уважаемые спикеры просто настолько откровенно начали «продавать», что у меня это вызвало шок. Качество и суть контента просто ушли на второй план – целью доклада были неприкрытые продажи. Хотелось это остановить, но я заметил, что в чате конференции много тех, кому этот «заходит». К нам на конференцию явно пришли начинающие инфобизнесмены и для них такой формат передачи опыта привычен и приемлем. Можно считать это вирусом – начинаешь работать с инфобизнесом и ты принимаешь их правила, но главное это как раз то, что продажи и продвижения это просто основа этого бизнеса, за которой может больше и не быть глубокой ценности и для них это нормально.

Спасибо этим спикерам – они помогли мне сделать осознанным выбор и избавиться от сомнений. Сколько раз я задумывался над тем, что можно было бы уже без особых усилий упаковать свой опыт и знания экспертов сообщества Digital Learning и заняться всерьез продвижением и продажей этого продукта. Очевидно, что есть понятные инструменты продаж и точно есть что продавать. Но что-то удерживало. Теперь я точно понимаю – что! Если делать это так как делают инфобизнесмены, то это означает полную смену сферы деятельности – переход из «образованцев» в касту второсортных маркетологов, так как при нормальном контенте особо звездой маркетинга быть не надо. Это значит, что ты должен отказаться от своих принципов и перестать развиваться как эксперт в области обучения, так как эти знания станут сильно вторичными и даже будут мешать. Для меня ответ очевиден – мне это не интересно. Да, я понимаю, что готов работать в партнёрстве со здравомыслящими экспертами из инфобизнеса, которые могут выстроить долгосрочную и качественную стратегию продвижения, но лично для меня качество и эффективность самого продукта были и будут на первом месте. Еще раз спасибо за это понимание!

P.S. Есть у меня и другие интересные выводы с нашей конференции, но пока не буду размывать фокус и оставлю это на для других публикаций. А вот что не оставлю на потом, так это благодарность всем, кто помог организовать и провести наше мероприятие! Спасибо вам огромное!

P.P.S. Привет от инфобизнеса – до 17 октябряеще можно купить запись нашей конференции: https://digital-learning.timepad.ru/event/1045008/ :)))

Ваш неинфобизнесмен
Павел Безяев

Маркетинговые технологии в обучении

29-30 мая в Москве прошла ключевая конференция по онлайн-обучению – «eLearning elements 2019» (http://conf.elearningpro.ru). Одной из основных тембыла мысль о том, что пора уходить от погони за новыми технологиями и начинать менять мышление: 

  • Нам нужно поставить человека в центр и думать о том, кто он и зачем он учится.
  • Нам нужно проектировать его путь и понять, что на самом деле происходит и что испытывают слушатели.
  • Придется включить эмпатию, начать сопереживать, чтобы ощутить, какое решение будет работать.
  • Зачем люди учатся и понимают ли они возврат инвестиций от собственных вложений?

На что похоже эти тезисы? Правильно – на современный маркетинг! Там уже давно работают именно от человек и его потребностей, пока мы гоняемся за новыми трехногими и подходами. К чему это привело? А к тому, что на рынок обучения вышли маркетологи и поняли, что их подходы на порядок обходят классических игроков образовательного рынка. Сформировалась целая ниша – «инфобизнес». Используя этиподходы, онлайн-школы вырастают, как грибы после дождя! К этому можно относиться по разному, но очевидно одно – люди голосуют за это своими деньгами и самоеглавное – своим временем! А мы продолжаем рассуждать о том, как нам добиться, чтобы люди проходили наши онлайн-курсы. Экспериментируем с VR, геймификацией, чат-ботами. Забываем только одно – подумать о том, что же надо нашим обучающимся на самом деле и как они себя чувствуют под натиском нашей «заботы».

Да, можноспорить и говорить, что инфобизнес дискредитирует онлайн-обучение и чтомаркетологи думают о том как больше заработать, а не про эффективностьобучения. Но игнорировать это нельзя! Экономика внимания,  CustomerJourney Map, Customer Development, EVP, анализ аудитории,продуктовый подход, продвижение – всё это работающие инструменты. И эти инструменты на 90% работают на схожие с нами задачи. Как мы можемотворачиваться от этого вместо того, чтобы развивать свои компетенции в этойсфере?

Ваш начинающий маркетолог
Павел Безяев

Digital Learning: КТО МЫ?

В среду в сообществе Digital Learning (https://t.me/npsonline) проводили переговорку на тему дальнейшего развития нашего сообщества. Еслио чень кратко подводить итог, то он в одном вопросе: «нас устраивает, то что мы (сообщество) представляем из себя сейчас или мы хотим выйти на принципиально новый уровень»?

И вопрос не самый простой. С одной стороны сообществоDigital Learning сейчас феномен отрасли цифровых технологий в обучении – бесспорный номер один по атмосфере и ценности для участников . 2000+ участников, два десятка тематических «филиалов», крутые активности, все ключевые эксперты и провайдеры отрасли. Мы выросли из простого чата в Telegramи пока по сути эти чатом и остаёмся – минимум формальностей и обязательств имаксимум комфортного общения с единомышленниками. Как сказал один из участников:

«Этот чат – маленькое чудо! Я даже не мог себе представить, что представители столь разных компаний и направлений могут объединиться в рамках одного сообщества и так эффективно и дружелюбно взаимодействовать»

Михаил Десяткин

И не хочется убить это “маленькое чудо” попытками выйти на новый уровень организации и ценности.

НО, с другой стороны, можно упустить момент, когда естьэнергия и поддержка для перехода на другой уровень, а вечно на теме “чудо чатика” выезжать не получится (активность уже падает). Большинство участников переговорки говорили о необходимости приобретения официальногостатуса сообщества с оргструктурой, членскими взносами, статусами, большими партнерами и спонсорами. У меня перед глазами сразу – КПСС. Как-то неуютно, новедь все это реально работает и может серьёзно менять мир. Или не надо?.. Что-то у меня в душе сопротивляется – говорит мне, что, возможно, время подобный общественных образований уже уходит, а вот потенциал “чудо чатика”еще не исчерпан? Или это просто страх изменений? Опасение, того, что пока мыбудет строить что-то “серьёзное” основной актив просто перейдёт вдругой “чатик”. Надо решать… надо!..

Сомнений у меня нет в одном – нам нужны бооольшая Цель и яркая Миссия, чтобы кроме “чатика” было ещё и осознание значимости того, что мы делаем как сообщество. Сейчас наша Миссия – “Мы развиваемся сами и развиваем подходы к обучению”, а Цель – “Поднять обучение на новый уровень”. Мне нравится, но есть подозрение, что большинство участников не очень понимает, что значит “поднять обучение на новый уровень” и как мы (сообщество) на это влияем. Не разделяют цель, короче… Тоже надо думать…

В любом случае – лидерскаякоманда настроена на развитие сообщества и я открыт для идей и предложений. Партнёры, спонсоры, совместные активности, грандиозные цели – пишите и обсудим! 🙂

P.S. Наше ближайшее мероприятие – “Мастерская экспертов Digital Learning” (28 мая): 
https://digital-learning.timepad.ru/event/940860/
Там мы детально расскажем, как создавалось сообщество “Digital Leaning” и о других секретах нашей сферы.

Ваш сооснователь “маленького чуда”

Павел Безяев

Онлайн-марафон – «Мастерская экспертов Digital Learning»

Запускаем уникальное мероприятие!

  • Хотите научиться создавать и развивать успешные профессиональные сообщества?
  • Разобраться как выстраивать и внедрять современную систему корпоративного обучения?
  • Узнать как построить самую эффективную виртуальную распределенную команду разработчиков онлайн-курсов?
  • Секреты разработки лучших онлайн-курсов от победителя главных конкурсов отрасли?

Все это вы можете узнать в рамках нашего онлайн-марафона от ведущих экспертов сообщества Digital Learning!

Спикеры конференции и темы мастер-классов:

  • Павел Безяев, “Создание и развитие профессиональных сообществ”
  • Владимир Казаков, “Что мы проспали и почему в 2019 нам пора делать обучение иначе?”
  • Елена Денисова, “Виртуальная распределенная команда разработчиков e-learning: от А до Результата”
  • Виктория Савицкая, “Как сделать так, чтобы пользователь учился, а не мы его учили?”

Формат конференции:

  • онлайн-марафон с 10:00 до 17:30
  • 4 мастер-класса по 1,5 часа от ведущих экспертов сообщества
  • площадка – webinar.ru

РЕГИСТРАЦИЯ и ПРОГРАММА
https://digital-learning.timepad.ru/event/940860/

Конференция сообщества Digital Learning

19 марта 2019 года состоится вторая конференция-встреча участников сообщества «Digital Learning»!

Почему данное событие является ключевым в сфере digital learning? Потому что сегодня «Digital Learning» –  самое продуктивном онлайн-сообществе в области развития цифровых технологий в обучении:

  • 1700 участников
  • Эксперты в сфере онлайн-обучения из ведущих компаний и вузов
  • Ключевые провайдеры рынка онлайн-обучения
  • Живая экосистема тематических чатов по самым актуальным тематикам
  • Регулярные активности – «переговорки», онлайн-мероприятия и конференции

Что вас ждёт:

  • эффективный нетворкинг
  • обзор ключевых трендов 2019 года от ведущих экспертов отрасли
  • совместная работа в формате дизайн-мышления для создания концепций уникальных продуктов и решений в области digital learning

Место проведения конференции:

г. Москваул. Нижняя Сыромятническая 10, Центр дизайна Artplay, ауд. Д5-01 (4 этаж)

Время: 9:30 – 18:00

Официальный сайт и регистрацияhttps://expert-meeting.ru/ 

Количество мест ограничено!

Конференция организована совместно с Корпоративным университетом Газпром нефти при поддержке:

  • IT HUB Group
  • Мастерская Олега Замышляева
  • Wbinar.ru
  • ФРОО
  • Смыслотека

Создание вовлекающей среды для развития

21 ноября я организовал мозговой штурм по очень востребованной сегодня теме –«Создание вовлекающей среды для развития». Работа проводилась в формате «переговорки» сообщества«Digital Learning».

Ниже основные выводы по итогам работы группы:

  1. Вовлекающую среду не формирует ИТ-система сгеймификацией, а культура, ценности, среда, цели организации, подходы и лидерство руководства, НО ИТ-система может быть отражением и поддержкой для культуры реально продвигаемой лидерами.
  2. Зада вполне решается, если переложить её на однородную целевую аудиторию и ограниченную задачу, НО пока нет понимания, как можно получить универсальное решение подходящие и для буровика, и для продавца, и для бухгалтера, и для начальника департамента.
  3. Чтобы строить универсальные рейтинги надо сначала научиться четко и однозначно замерять знания на входе и после обучения, НО пока и с этим проблемы – измерение в движении по компетенциям весьма условныи это сильно осложняет разработку такой системы.
  4. Подобная система в первом приближении может бытьпостроена, как китайская системасоциального кредита (в хорошем варианте). Геймификация тут вторична, таккак сначала надо с данными определиться, а к ним уже легко прикрутить игровыемеханики. А данными могут быть компетенции на входе, желаемые компетенции,карьерные пути и т.п. Любые рейтинги должны быть максимально взвешенными икем-то подтверждённым и если получится продумать все элементы их формирования этои будет ядром системы.

КЛЮЧЕВОЙ ВЫВОД: готовых универсальных решений нет, но можно экспериментировать и учиться на понятныхзадачах и целевых группах, накапливать опыт и активно смотреть на смежныеобласти (индустрия игр, социальное проектирование и инженерии,  методы оценки, data science и т.п.).

А сегодня по итогам «переговорки» появилась отличная статься Елены Тихомировой, которая дополнительно раскрывает данную тему.

Ваш вовлеченный искатель вовлеченности,
Павел Безяев

AI в обучении: чуда не случилось!

Сегодняшнего дня группа активистов сообщества Digital Learning ждала с особым нетерпением – нам обещали показать работающий пример использования искусственного интеллекта для обучения! О, сколько мы об этом говорили и мечтали!

И нам показали отличную платформу JetSkills. Ничего не скажу – смотрится все отлично и огромная работа проделана! Система строится на компетентностном подходе – куча тестовых вопросов для оценки и привязанных к ним микрокурсов, а на выходе – персональные траектории обучения. НО все это сделано руками – очень трудолюбивыми и умелыми, но руками! Мы честно 1,5 часа пытались понять где же там AI? И получили ответ – «искусственный интеллект на платформе есть, но он пока просто учится»! И тут можно занавес опускать, но хочу сказать, что верю в будущее данных технологий для обучения и буду продолжать поиски и поддержку таких проектов, но факт есть факт – пока они только учатся!  Все высказывания об AI в обучении пока смело делите на 10! А завершить хочу ссылкой на эту интересную статью о текущем состоянии развития искусственного интеллекта и том барьере в который он пока упёрся: https://habr.com/post/429182/

Ваш искатель AI Павел Безяев

Кластеры, сообщества, Казань!

С 31 октября по 2 ноября 2018 в Казани проводится очередная конференция «Партнёрство для развитиякластеров» (http://clusters2018.ru). Меня пригласили в качестве эксперта в рамках секции «Управление знаниями». Хочу поделиться впечатлениями от мероприятия:

  1. Все серьёзно! Я и раньше слышал много хорошего о том, как работают в Татарстане, но тут меня удивили. Собрать на одной площадке людей занимающихся развитием технологических кластеров, высокопоставленных чиновников (премьер-министр Татарстана, руководители департаментов федеральных министерств экономического развития и промышленности) и экспертов-практиков в области управления знаниями, обучения и HR — это сильно! Ничего подобного я до этого не встречал ранее и теперь думаю, а почему бы не сделать такую движуху в Питере? 
  2. Очень интересный состав экспертов был на нашей сессии (можно посмотреть на сайте в программе) – с одной стороны были и хорошо знакомые коллеги по цеху, а с другой ещё и совершенно неожиданные для меня люди, НО удивительно, что все оказались _на одной волне_! Хоть каждый к теме управления знаниями подходил под разным углом и с разных позиций, но оказалось что мы очень синхронны и отлично дополняли друг друга! Рынок явно изменился и созрел!
  3. На первом круге мы пытались дать определение термина «управление знаниями» и тут сразу стали заметны разные углы зрения экспертов. Все согласились с привычными и удобными для HR тезисами – «культура, экосистема, саморазвивающийся организация, мотивация и вовлечение», но вот на следующем вопросе – кто заказчик и владелец СУЗ и нужен ли он вообще – согласованности уже не было и мнения разошлись. Я рассказал о том, как выглядит даже очень красивая и логичная концепция СУЗ без единого заказчика спустя два-три года, но не уверен что был услышан…
  4. Наибольшей интерес для меня вызвало обсуждение возможностей применения опыта запуска корпоративных профессиональных сообществ, для создания сообществ Кластеров и между кластерами. И тут я с удовольствием рассказал о феномене нашего сообщества Digital Learning (@npsonline)! О тех принципах и подходах на которых оно выстрелило в этом году и активно развивается! И ведь это не «моно сообщество» – у нас вполне себе кластерная история – корпоративные T&D, провайдеры, академический сектор, онлайн-школы, вольные разработчики – все находят свой интерес от участия в сообществе. После круглого стола ко мне подошёл представитель Минпромторга и отдельно поблагодарил – надеюсь опыт действительно будет востребован на федеральном уровне. Сам же я с удовольствием собрал в копилку идей несколько мыслей:
  • Сообщества формируются под общую ценность (как с волонтерскими организациями) или под проблематику. Практика показывает, что для профессиональных и бизнес сообществ сейчас наиболее востребованный и рабочий вариант это именно подход от проблемы и задачи. 
  • При развитии сообщества очень важно учитывать текущий контекст – несколько лет назад балом правили блогеры в ЖЖ с тысячью или чуть более подписчиками – вокруг них формировались сообщества, а сейчас у некоторых людей в Instagram миллионы подписчиков … масштабы и восприятие контента изменились. В хорошем сообществе должен генерируясь качественный и уместный контент.
  • Хороший профессиональный юмор и «живой» контент могут притягивать и удерживать в сообществе актив! Надо этим пользоваться! Идея уже заброшена в лидерскую команду Digital Learning – срочно ищем юмориста! Я серьёзно :)) 

Ваш кластерный эксперт по сообществам Павел Безяев 🙂

digital learning, elearning, knowledge management, community management