AI в обучении: чуда не случилось!

Сегодняшнего дня группа активистов сообщества Digital Learning ждала с особым нетерпением – нам обещали показать работающий пример использования искусственного интеллекта для обучения! О, сколько мы об этом говорили и мечтали!

И нам показали отличную платформу JetSkills. Ничего не скажу – смотрится все отлично и огромная работа проделана! Система строится на компетентностном подходе – куча тестовых вопросов для оценки и привязанных к ним микрокурсов, а на выходе – персональные траектории обучения. НО все это сделано руками – очень трудолюбивыми и умелыми, но руками! Мы честно 1,5 часа пытались понять где же там AI? И получили ответ – «искусственный интеллект на платформе есть, но он пока просто учится»! И тут можно занавес опускать, но хочу сказать, что верю в будущее данных технологий для обучения и буду продолжать поиски и поддержку таких проектов, но факт есть факт – пока они только учатся!  Все высказывания об AI в обучении пока смело делите на 10! А завершить хочу ссылкой на эту интересную статью о текущем состоянии развития искусственного интеллекта и том барьере в который он пока упёрся: https://habr.com/post/429182/

Ваш искатель AI Павел Безяев

Кластеры, сообщества, Казань!

С 31 октября по 2 ноября 2018 в Казани проводится очередная конференция «Партнёрство для развитиякластеров» (http://clusters2018.ru). Меня пригласили в качестве эксперта в рамках секции «Управление знаниями». Хочу поделиться впечатлениями от мероприятия:

  1. Все серьёзно! Я и раньше слышал много хорошего о том, как работают в Татарстане, но тут меня удивили. Собрать на одной площадке людей занимающихся развитием технологических кластеров, высокопоставленных чиновников (премьер-министр Татарстана, руководители департаментов федеральных министерств экономического развития и промышленности) и экспертов-практиков в области управления знаниями, обучения и HR — это сильно! Ничего подобного я до этого не встречал ранее и теперь думаю, а почему бы не сделать такую движуху в Питере? 
  2. Очень интересный состав экспертов был на нашей сессии (можно посмотреть на сайте в программе) – с одной стороны были и хорошо знакомые коллеги по цеху, а с другой ещё и совершенно неожиданные для меня люди, НО удивительно, что все оказались _на одной волне_! Хоть каждый к теме управления знаниями подходил под разным углом и с разных позиций, но оказалось что мы очень синхронны и отлично дополняли друг друга! Рынок явно изменился и созрел!
  3. На первом круге мы пытались дать определение термина «управление знаниями» и тут сразу стали заметны разные углы зрения экспертов. Все согласились с привычными и удобными для HR тезисами – «культура, экосистема, саморазвивающийся организация, мотивация и вовлечение», но вот на следующем вопросе – кто заказчик и владелец СУЗ и нужен ли он вообще – согласованности уже не было и мнения разошлись. Я рассказал о том, как выглядит даже очень красивая и логичная концепция СУЗ без единого заказчика спустя два-три года, но не уверен что был услышан…
  4. Наибольшей интерес для меня вызвало обсуждение возможностей применения опыта запуска корпоративных профессиональных сообществ, для создания сообществ Кластеров и между кластерами. И тут я с удовольствием рассказал о феномене нашего сообщества Digital Learning (@npsonline)! О тех принципах и подходах на которых оно выстрелило в этом году и активно развивается! И ведь это не «моно сообщество» – у нас вполне себе кластерная история – корпоративные T&D, провайдеры, академический сектор, онлайн-школы, вольные разработчики – все находят свой интерес от участия в сообществе. После круглого стола ко мне подошёл представитель Минпромторга и отдельно поблагодарил – надеюсь опыт действительно будет востребован на федеральном уровне. Сам же я с удовольствием собрал в копилку идей несколько мыслей:
  • Сообщества формируются под общую ценность (как с волонтерскими организациями) или под проблематику. Практика показывает, что для профессиональных и бизнес сообществ сейчас наиболее востребованный и рабочий вариант это именно подход от проблемы и задачи. 
  • При развитии сообщества очень важно учитывать текущий контекст – несколько лет назад балом правили блогеры в ЖЖ с тысячью или чуть более подписчиками – вокруг них формировались сообщества, а сейчас у некоторых людей в Instagram миллионы подписчиков … масштабы и восприятие контента изменились. В хорошем сообществе должен генерируясь качественный и уместный контент.
  • Хороший профессиональный юмор и «живой» контент могут притягивать и удерживать в сообществе актив! Надо этим пользоваться! Идея уже заброшена в лидерскую команду Digital Learning – срочно ищем юмориста! Я серьёзно :)) 

Ваш кластерный эксперт по сообществам Павел Безяев 🙂

Больше чем обучение 2018

Вчера втрой раз был на конференции «Больше чем обучение» в КУ Сбербанка. Спасибо за эту возможность! С форматом, конечно, надо что-то делать, но где ещё встретишь такое количество сообщников и единомышленников? 🙂

У меня итогом:
1) три интересных встречи с потенциалом на сотрудничество,
2) а так же ключевая мысль от Грефа: «Труднее всего научиться не привязываться к своему продукту, даже если он успешен! Это мешает двигаться вперёд! То что хорошо работало у вас вчера, завтра уже может не принести вам успеха» … и вот это вот про многих из нас – так хочется внедрять раз за разом проверенные LMS и клепать курсы в SCORM и видео – ведь уже получалось и даже хвалили … а мир это уже даже не поезд, а ракета 🚀 которая мчится дальше… без нас…
3) А вот с AI в обучении похоже все ещё хуже чем я думал – полный фейк и трендёж…

Образование как система шансов для человека

Моя публикация сегодня не про digital learning и не про управление знаниями, а про новое понимание образование в самом глобальном понимании этого слова.

Сегодня у нас был семинар Аркадия Цукера и мой мир уже никогда не будет прежним!

 

Часто разработчики электронных курсов говорят, что для того чтобы сделать качественный продукт приходится становиться самому экспертом в предмете курса. И сегодня я получил интересное обоснование этому, но и это не самое главное.

Поехали!

Что такое образование? Это шанс. Качественное образование – это система реальных шансов для человека. Но воспользоваться шансом – личное дело каждого. Мы должны работать с мышлением, а значит с образом мира, а не со званиями или компетенциями. Поэтому  «образование».

Пять ключевых уровней:

_________________5 – Мышление (картина мира)

___________4 –  Ценностный уровень | смыслоуправление

_______3 – Технологический (как?) | опережающая технологическая экспертиза

___2 – Компетентсностный (не умею) | обучение

1 – Мотивационный уровень | вовлечение

Обычное обучение работает с первым и вторым уровнем. Часто путают третий и второй уровень, но это разные задачи. Образование это про пятый уровень.

Реформировать современное образование уже бессмысленно – пусть оно продолжает доживать свой век, как это происходит с проводной телефонией. Надо параллельно создавать новые образовательные системы.

_______________Интегрированность

_________Компетенции

_Знания

Сегодня от образования уже ждут интегрированного или глобального подхода, но в большинстве своем оно остановилось где-то между энциклопедическим и компетентностным.

В отличие от вузов у корпоративных университетов есть шанс быстро начать работать в новой парадигме – хотя бы в контексте интегрированности в компании\отрасли.

Перспективный корпоративный университет  = лаборатория вызовов!

Что такое мышление? Мышление – практика создания шаблонов деятельности.

БЕДА МЫШЛЕНИЯ – верим что проблемы нет и у нас есть готовый шаблон под совершенно новый тип задач.

Важен опыт отказа от существующих шаблонов!

Новые важные форматы мышления (важно!):

  1. Наглядная статистика (инфорграфика)
  2. Картирование (карта предмета)
  3. Лента времени (таймлайн)
  4. Классификация
  5. Выделение трендов
  6. Айдентика (создание образов)
  7. Спектр (разложить тему на спектр по двум параметрам)
  8. Каталог (важно участь все типа)
  9. Соотнесение – эффект масштаба
  10. Пирамида (выделить базовое и …)
  11. Схема (превращение в схему)
  12. Рейтинг
  13. Продольны срез
  14. Алгоритм
  15. Геймификация
  16. Тесты
  17. Сопоставления
  18. Исключения
  19. Привязка к реальности (например, распределение городов по шкале – над уровнем моря)
  20. Визуальный рассказ
  21. Обучающий комплекс
  22. Говорящий образ
  23. Юмор

БИНГО!

Коллеги из сферы digital learning – узнаете? Ведь это почти все ключевых форматы, в которые мы стараемся переводить учебный материал и которые используем для интерактивных упражнений. Так? Вот и весь секрет того, что в итоге мы начинаем разбираться в тематике курса почти, как предметный эксперт (если конечно делаем качественный курс). Идея Аркадия в том, что умея использовать подобные инструменты мышления, мы получаем отличный инструмент образования. Получается, что нам важно не учить других с использованием инфорграфики (это тоже важно), а научить их анализировать тему с помощью таких инструментов! Круто?

Идем дальше!

Что говорит ЮНЕСКО про новое содержание образования:

  • Правильное питание
  • Правильные физические нагрузки
  • Как жить на пределе при решении сложных задач
  • Реализация опыт новизны (сохранение чувства свежести)
  • Умение любить и быть любимым

Тут без комментариев – просто вдумайтесь…

И самое интересно –

НОВЫЕ ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ:

  1. Новый тип грамотности (умение забывать – ключевой навык!)
  2. Любопытство (формирование любопытства)
  3. Умение ошибаться (да и еще раз да!)
  4. Умение задавать вопросы (не боятся)
  5. Умение находить смысл в действиях (и отказываться)
  6. Навык работы с абсурдом (абсурд – точка которая может привести в другое мышление) – очень важная задача!
  7. Умение комбинировать
  8. Раздвижение границ разума
  9. Умение создавать языки (корпоративный язык, например)
  10. Перевод обучения в познание себя
  11. Самоуважение
  12. Самообразование
  13. Умение делать выбор
  14. Умение жить в стрессе
  15. Установка на выбор жизни в концепции счастья
  16. Управление собственной идентичностью
  17. Игра: жить, любить, работать надо играючи

Красиво?

Понимаю, что это вершина айсберга и без контекста сложно ухватить всю глубину, но для меня это было точно ценно!

 

Ваш вдохновленный и всегда любопытствующий

Павел Безяев

Адаптированное адаптивное обучение 2.0


О цикличности развития.
Сейчас много разговоров о взрывном развитии технологий и новой промышленной революции. В сфере обучения все просто резко стали “digital” и мечутся между различными технологиями. Но вопрос снова в умении их использовать. Например, в связи с развитием машинного обучения (ML) снова много стали говорить об адаптивном и индивидуализированном обучении. Мысль очень заманчивая – каждому подбирать самый эффективный маршрут к цели обучения. Ведущие компании берутся за проработку, а стартапы хорошо поднимаются на этой теме. Не хочу никого обидеть, но я посмотрел на эту кухню изнутри в одном из проектов и вот что интересное увидел! Те кто это сейчас делает – совершают подвиг – разбивают руками на микромодульли контент, разрабатывают правильные вопросы, но главное сами прописывают сценарии. Все руками! Как это работает. На входе в курс есть тест, а на выходе из теста у человека в курсе есть четыре ветки и вывод тех элементов курса по которым он не ответил на вопросы. Круто? Да! Только анализ данных и ML тут вообще не причём! Или вот ещё. В 2003 году мы в ИДО УлГТУ стали делать электронные курсы по дисциплинам таким образом: у каждого курса на входе был “претест” с охватом всех тем. После сдачи теста мы настроили вывод студенту расширенной обратной связи по тесту, где к каждому заваленному вопросу выводилась прямая ссылка на связанную тему в курсе. Студент мог изучить только эти темы и сдавать итоговый тест, а мог вообще ничего не изучать (если 100% набрал) и сразу итоговый тест и получить зачёт. Это конечно все было примитивно, но это был 2003 год! И это было на поток поставлено – 3-5 дисциплин в месяц! И главное это не сильно отличалось от того адаптивного обучения, что предлагается сейчас. Ещё раз скажу что очень уважаю титанический труд коллег, но видится мне что будущее все же не за такими сложными решениями…

Ваш ищущий Павел

Главное онлайн-событие года – “Digital Learning 2018”!

17 – 18 мая 2018 года Корпоративный университет Газпром нефти совместно с сообществом  Digital Learning (@npsonline) организует первую открытую онлайн-конференцию по современным цифровым технологиям в обучении!

«Digital Learning 2018»

 

Почему нельзя пропустить это событие:

  • Самое массовое мероприятие по Digital Learning800 экспертов сообщества и 2000 участников!
  • Уникальный формат мероприятия – мы дополнили классический вебинар «переговорками», где вы сможете в удобное для вас время принять участие в разборе и решении инновационных кейсов в области онлайн-образования.
  • Лучшие спикеры и практики по инновационным технологиям в обучении!

Регистрация на конференцию здесь:
https://events.webinar.ru/6659923/digitallearning2018

Программа мероприятия

17 мая

10:00-10:15
Начало конференции: приветствие участников, анонс программы, правила игрыМодераторы конференции:
Павел Безяев, Корпоративный университет ПАО «Газпром нефть»
Владимир Казаков, АО «Райффайзенбанк»
Обзор лучших практик в онлайн-образовании  
10:15-12:45
Презентация лучших практик онлайн-образования в корпоративном и академическом секторе:10:15-10:45
«Корпоративный университет SkyEng: новый взгляд на корпоративное обучение от лидера отрасли»
(Екатерина Мешкова, Корпоративный университет SkyEng)

10:45-11:15
«Полная «мобилизация» обучения персонала АЗС Лукойл»
(Виктория Савицкая, ООО “Лукойл-Северо-Запад нефтепродукт”)

11:15-11:45
«Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) и корпоративное обучение – новые возможности»
(Александр Купцов, Фонд развития онлайн-образования (ФРОО) eldf.ru) 

11:45-12:15
«Как Мегаполис полностью перешел на мобильные платформы для бизнес управления и обучения»
(Татьяна Михайлова, Мегаполис)

12:15-12:45
«Как эффективно обучить 7000 управленцев в blended learning – кейс Леруа мерлен»
(Юлия Мишина, Практики управления)

 Перерыв на обед 60 минут
 

Разбор и решение кейсов

13:45 – 15:05
Презентация практических кейсов в области digital learning с запросом к участникам конференции. Формат кейса: описание задачи требующей решения – 20 минут на презентацию кейса. После презентации автор публикует ссылку на чат для обсуждения кейса и любой участник конференции может подключиться к этому обсуждению.13:45-14:05
Кейс Газпром нефть: «Обучение внутренних тренеров навыкам разработки и проведения онлайн-курсов и смешанных программ: что пробовали, что получилось, какие есть проблемы и вызовы»
(Павел Безяев) 

14:05-14:25
Кейс Райффайзенбанк: «Создаем сами систему коллаборативного обучения с тегированным контентом и адаптивным обучением: как хорошо и правильно тегировать контент, как дать юзерам удобный инструмент для собственной генерации контанта с интерактивом и правильной методологией, как искать и сортировать и т.д.»
(Игнат Карпов)

14:25-14:45
Кейс SkyEng: «Платформа для обучения как помощник в достижении целей: на каком языке и о чем образовательная платформа должна говорить с сотрудниками»
(Екатерина Мешкова)

14:45 -15:05
«Кейс по рискам преподавателя в онлайн—обучении и управлении ими»
(Вайндорф-Сысоева Марина Ефимовна)

15:05 – 15:15
Закрытие первого дня конференции: еще раз объявляем все кейсы и ссылки на чаты для их обсуждения, делаем анонс второго дня(Павел Безяев, Владимир Казаков)

 

17 мая

12:00-12:10
Начало второго дня: приветствие участников, анонс программы, правила игры
Модераторы конференции:
Павел Безяев, Корпоративный университет ПАО «Газпром нефть»
Владимир Казаков, АО «Райффайзенбанк»
 Презентация результатов разбора кейсов
12:10-13:15
Авторы кейсов презентуют результаты работы своих групп (10 минут на кейс):
Кейс Газпром нефть
Кейс Райффайзенбанк
Кейс SkyEng
Кейс по рискам преподавателя в онлайн—обучении и управлении ими
13:15 – 13:30
Закрытие конференции: подводим итоги и собираем обратную связь от участников
(Безяев Павел, Владимир Казаков и любой из участников конференции)

 

Кто на EdmarketConf?

Друзья, 20 апреля я выступлю на EdmarketConf (https://edmarketconf.ru) в «Сколково». Конференция большая: в первый день 3 параллельных потока и 12 секций в них, во второй — 9 мастер-классов, тоже в 3 потоках. Организаторы выбрали формат «конференция-мастерская» и решили сосредоточиться на ежедневной практике онлайн-образования для бизнеса: работающие методы и решения и кейсы, кейсы, кейсы.

 

Под дистанционное обучение в корпоративном образовании в 1-й день выделен отдельный поток. Я буду участвовать в блоке «Лучшие практики корпоративного образования».

 

В секции собралась отличная компания профи, и каждому точно есть чем поделиться: Дмитрий Волков, Корпоративный университет Сбербанка

Оксана Кухарчук, МТС Елена Погодина, «Северсталь», Андрей Кравченко, Avito, Евгения Сотникова КРОК, Ульяна Раведовская Корпоративная академия Росатома.


Когда мы договаривались с организаторами, меня просили выбрать, во-первых, что-то новое, а во-вторых, с прикладным смыслом. Тему я назвал – «Как развивать экосистему социального обучения».  Я расскажу о нашем пути по развитию профессиональных сообществ в Газпром нефть. Как профессиональные сообщества связанны с обучением и обменом знаниями. Про модель нашего Корпоративного университета и место сообществ в этой модели. Поделюсь нашими рецептами и «набитыми шишками» в деле запуска и развития профессиональных сообществ.

Присоединяйтесь! Будем говорить про реальную практику, обмениваться опытом, обсуждать находки и набитые шишки.

 

Зарегистрироваться на конференцию можно на ее сайте: https://goo.gl/Mnn5Gt — по моему личному промокоду edm_bezyaevpp2000 выйдет скидка в 2000 рублей.

 

Павел Безяев

СУЗ для сообщества

Друзья, сегодня в рамках сообщества Digital Learning (https://t.me/npsonline) c 13:00 проводится тематический чат по теме “СУЗ для сообщества”. Будем искать решения по системе управления знаниями для профессиональных сообществ (на примере нашего сообщества). Ссылка на чат в этом сообщении: https://t.me/joinchat/EuJ5oU_EqfUi_Jjwa7OlNQ

Ниже мои вводные по данной теме:

Наше сообщество существует меньше трех месяцев, но у нас уже 730 участников, тысячи решенных кейсов, сотни обсуждаемых тем, десятки саммари и несколько тематических чатов. На нашей первой встрече, мы сфомировали миссию. И она не только про решение задач здесь и сейчас – наша задача шире – мы меняем мир, через изменение сферы обучения. У нас есть образовательная миссия, но для этого важно, чтобы наработки сообщества сохранялись и были доступны всем. Что мы хотим решить – общая задача сводится к тому, что в чатах нашего сообщества ежедневно обсуждается и решается множество интересных задача и вопросов, но все эти знания потом почти невозможно использовать. Мы явно понимаем, что у нас все хорошо с оперативной коммуникацией участников, но очень сложно с сохранением и повторным использованиям знание. И эта задача на самом деле актуальна для всех профессиональных онлайн-сообществ. А особенно для сообществ на базе мессенджеров. Мы конечно делаем саммари по итогам дня и переговорок и пытаемся использовать теги, но это работает очень ограниченно. Глобально мы знания не сохраняем. Есть еще и задача связанная с тем, что в мессенджере у нас нет нормальных профилей участников – мы не знаем, кто у нас в сообществе. В чем сложность задачи? Есть же различные платформы – можно группу в соцсетях сделать или отдельный портал с базой знаний, тематическими форумами, блогами и профилями. Тут можем вспомнить, что есть сообщество по elearning в facebook, есть площадка elearningpro.ru и кажется можно использовать их? Но почему-то эти площадки или «не живые» или не очень продуктивные и желания повторять этот путь нет. Я ищу заход на эту задачу не первый года, правда с появлением telegram задача немного трансформировалась. Есть два ключевых момент: 1) ценный контент сообщества могут формировать только сами участники, а не модераторы и 2) многие люди очень не любят что-то сохранять системно, особенно если это сложно в плане интерфейса. Смысл тут простой  – наше сообщество с Telegram эффективно именно потому, что участникам очень легко и естественно обмениваться опытом в этой среде. Если мы усложним задачу и скажем, что каждый получивший ответ должен сохранить его в какую-то базу знаний по определённым правилам и т.п., то все начнет быстро начнет умирать. Модераторы, конечно, могут часть это задачи взять на себя, что мы и пытаемся делать, но надо понимать, что реально мы из чата можем выудить гораздо меньше ценной информации, чем там есть и есть в головах у авторов.

Пока я вижу решение, примерно таким. У нас точно должна быть web-платформа, где результаты работы сообщества будут представлены более структурировано и при этом участники сообщества будут знать друг друга. При этом эта платформа должна быть полностью интегрирована с Telegram – в основе лента с публикациями из канала, а также выход на основной чат. Переговорки становятся «ветками форума». Основные коммуникации остаются в Telegram, но можно публиковать и с платформы. На платформе есть два вида классификации – дерево (или карта) и сквозные теги. Полезные наработки и материалы привязываются и к классификатору и к тегам для удобства поиска. Кто и как это будет делать – пока вопрос? В мечтал это очень умный бот, но пока можно сделать хотя бы некого бота-помощника для участников и модераторов, чтобы он находил что-то наиболее востребованное и предлагала помощь при привязке тегов.  На этой платформе точно должны быть профили всех участников – интеграция с ключевыми соцсетями + привязка к тегам и классификатору, чтобы мы знали по каким тема у нас есть эксперты или кто чем интересуется. Как резюме: должно сохранится все лучшее что сейчас есть – удобство коммуникаций в telegram, но к этому должна добавиться платформа в которой можно будет лучше «рассмотреть» наше сообщество – «база знаний», структура чатов, календарь активностей, а главное кто участники (профили). Пока так. Но как это сделать?

Ваш Павел Безяев

Вторая встреча сообщества Digital Learning – готовим бомбу!

И еще про первую встречу сообщества Digital Learning, а точнее про идею следующей встречи нашего сообщества!

Спасибо Денису Сосину за напоминание о том, что встречу сообщества можно делать и в онлайн!

 

 

Что я предлагаю:

  1. Организовать открытое мероприятие на базе надежной платформы для вебинаров (можно ожидать не только 500 участников нашего сообщества, но еще несколько тысяч тех, кому эта тема интересна). И первый вопрос – кто готов предоставить платформу (для провайдера это хорошая возможность показать себя)?
  2. Программу сделаем схожую – продумаем инструменты для дополнительного знакомства участников сообщества (идеи?), а потом рассмотрим интересные кейсы.
  3. Темы для второй встречи соберем в рамках сообщества. В ближайшее время продумаем механизм (может быть Лана снова поможет?). У меня уже есть идея по моему кейсу (проработка программы обучение внутренних тренеров навыкам Digital Learning).
  4. Хочется повторить то, что было на очной встрече – когда команды параллельно работали над разными кейсами. Тут формат вебинара не очень подходит – надо подумать. Ближе всего к этому TrainingSpace, но вопрос к Тамаре – насколько реально его использовать для сотен участников? Можно попробовать и сделать несколько комната для вебинаров просто открыть… Вот тут любые идеи принимаются.
  5. Еще раз обращаю внимание, что мероприятие будет открытым. Ядро для организации – наше сообщество, а потенциальные участники это тысячи HR, специалистов академического сектора, школ, провайдеры. Сделаем PR по всем нашим каналам (включая корпоративные). Гарантирую, что можем сделать самую массовую онлайн-конференцию по Digital Learning!

В общем у нас может получится настающая бомба! Такого потенциала, желания и ресурса нет ни у кого!

Ваш вдохновленный Павел Безяев

Первый результаты поиска новой Платформы для обучения

Продолжая тему с поиском новой платформы и подводя итоги первой встречи сообщества Digital Learning, хочу поделиться некоторыми мыслями:

У нас на встрече были очень разные представители Digital Learning – практики из корпоративного сектора (включая таких у которых по 17 – 600 тысяч пользователей в СДО\LMS), эксперты из вузов, провайдеры, школьные учителя, hr-консультанты. Наша группа разбирала кейс НМЛК, которые сейчас проектируют свою систему управления знаниями (СУЗ). Система должна в себя включать много чего, но в том числе и LMS, поддержку сообществ, базы знаний и т.п. Что всплыло в ходе дискуссии (и в целом после общения с коллегами по цеху). Крупные провайдеры продолжают убеждать, что история с AI в качестве ядра это пока фантастика и делают ставки на многообразие другого функционала. При этом они как бы не замечают существующие западные и отечественные стартапы на эту тему. Смотрится очень интересно – похоже на позицию производителей карет где-то в начале 20 века…

Что для себя понял на данный момент. Для нас, конечно, сейчас создают сложность западные санкции – EdCast, например, нам, похоже, недоступен. Но есть все же хорошие решения (близкие к цели) в России и у наши друзей. Из того что я вижу сейчас на рынке (и опросы экспертов это подтверждают) есть два интересных решения:

  • Ребята из Grow Talent – очень близки к тому, что сейчас ищет рынок. Но это скорее шанс, чем факт что там все готово. SkyEng запустил платформу своего корпоративного университета на решении от этих ребята. В Сбербанке они делают пилот с адаптивным обучением.
  • Knomary (Евгений Селевич, Белоруссия). Больше года назад обратил на них внимание, как на перспективных разработчиков видео-курсов. Но за это время команда Евгения сделала большой рывок – современную LMS c хорошим функционалом (близкий к Docebo) и отличным мобильным приложением. Сейчас обсуждаем с ними возможность интеграции этого приложения с WebTutor – это очень может пригодится не только нам, но и тем многим, кто сейчас на этой LMS, но хочет качественное мобильное решение. Как минимум радует темп развития. Крупные компании уже присматриваются к этому решению – будем делать пилоты и смотреть.

Пока как-то так, но очень интересно!

Павел Безяев

digital learning, elearning, knowledge management, community management