Новости и тренды EdTech и корпоративного обучения

Участники нашего сообщества из СберУниверситета подготовила очередной дайджест EduTech.

Делюсь самыми интересными выводами:

  1. В Европе существенно выросла доля инвестиций в EdTechстартапы связанные с корпоративным обучением – с 35% до 51%. Что это нам говорит? Очень отзывается с тем, что можно наблюдать на нашем рынке. После гонки за большими оборотами на массовых рынках в B2C приходит осознание того, что этот рынок так или иначе уже поделили и нужны новые ниши. Взгляды устремляются на корпоративных заказчиков. Ранее этот рынок считался не очень масштабируемым и привлекательным и поэтому там не было такого взрывного роста, как в B2C. Очевидно, что такой тренд может принести корпоративному обучению хороший потенциал для развития.
  2. И снова о том, что видеоконтент в обучении становится всё популярнее – в 2021 году 67 % сотрудников предпочитали именно такой формат против 38 % в 2020 году. С одной стороны увеличение видеоконтента это факт, а с другой есть вопрос не путаем ли мы причину и следствие. То, что многим экспертам проще сделать видео и его сейчас делают в огромных количествах, не говорит нам о том, что нет более качественных альтернатив для обучения. Тут же и вопрос сравнения – если альтернативой видео являются «унылые слайды», то понятно, что будут выбирать видео.
  3. Ещё интересное наблюдение – число людей предпочитающих обучаться на рабочем месте выросло с 20% в 2014 году до 65% в 2021. Помните, как в начале пандемии мы много слышали, что сотрудникам не нравится онлайн именно потому, что для него нет выделенного времени и места и приходится делать это на работе. Кажется, сегодня люди уже сами преодолели эту проблему и научились управлять своим временем. Очень хороший пример.
  4. Доля сотрудников, которые видят в постоянном развитии возможности для карьерного роста, выросла с 20 % в 2018 году до 57 % в 2021 году. Можно предположить, что этому тоже поспособствовал переломный 2020-й. Тогда компании стали закрывать или ограничивать внешний найм и реально уделять внимание карьерным трекам и переобучению внутри компаний. При повышении доступности обучения и ярких кейсах на рынке B2C всё это дало и необходимый контекст и реальные возможности.
  5. Традиционное образование отстаёт от цифровизации, а B2B-корпорации впереди всех – «во всём мире традиционное образование считается отраслью с низким уровнем цифровизации, где затраты на технологии достигают не более 4 %». Магическая цифра – 4%, когда-то я несколько раз выходил на неё, когда пытался оценить бюджет на онлайн-обучение относительно общего в корпоративном секторе. И снова 2020-й год всё поменял и вот уже пропорции в корпоративном обучении совсем другие и можно говорить о реальном развитии. Но я бы тут не сильно зазнавался, так как чаще всего бюджеты корпоративного обучения это много отдельных бюджетов очень разного размера и часто не очень большого, тогда как на коммерческом рынке B2C есть уже игроки с действительно огромными бюджетами и объёмами, на которых они могут много чего интересного делать и проверять. Но это пока не про вузы, увы.

Другие новости из мира обучения и подробности читайте в дайджесте.

Павел Безяев и Команда сообщества Digital Learning

Конструктор онлайн-курсов iSpring Suite 11: тяжеловес в любительской лиге

1 сентября выходит долгожданный iSpring Suite 11
Мне повезло!
Я был одним из первых, кому 14 августа  довелось присутствовать на презентации нового функционала конструктора, который проходил на турнире разработчиков курсов iSpring.Вызов 2022.

▬ Моё первое знакомство с iSpring Suite случилось много лет назад.
В тот момент, я уже два раза обжёгся с другими конструкторами курсов, решая не самую сложную задачу. Всего лишь нужно было сделать так, чтобы внутренние эксперты компании могли сами делать простые, но качественные курсы.

Мы готовы были их обучать и мотивировать. А для этого  необходим удобный
и простой инструмент, чтобы все усилия не пошли прахом. 

Как я уже писал выше, две попытки оказались не самыми удачными.

• С первым конструктором обучение предметных экспертов заняло столько времени и усилий, что проще было создать курс за них. А главное, что делать повторно курс на этом сервисе никто не захотел.

• Второй инструмент был немного проще, но мотивация у экспертов из первой обученной группы исчезла, поэтому никто не доделал свой курс, такие результаты меня не устраивали.

► И я решил посмотреть на iSpring Suite

Простота и красота решения, привычные всем инструменты для создания презентаций показались мне отличным выбором. Что-что, а презентации наши эксперты делать умели.
Этот заход оказался самым успешным и уже несколько лет iSpring Suite главный инструмент для внутренних разработчиков курсов компании «Газпром нефть».

Всё это время я воспринимал iSpring Suite, как инструмент для начинающих разработчиков, а не как профессиональный сервис.. А вот когда попал в жюри турнира iSpring.Вызов 2022 посмотрел, что можно сделать в этом конструкторе всего за 2 дня, и увидел весь  функционал 11 версии. Примеры курсов, созданных с помощью iSpring Suite можно посмотреть на сайте.

Сейчас смело могу сделать вывод, что iSpring Suite стал универсальным инструментом, который за счёт своей простоты подходит начинающим разработчикам и любителям.
А также имеет потенциал для применения профессиональными разработчиками курсов. 

Если посмотреть на обновления в версии iSpring Suite 11, то можно обратить внимание на:

  • Обновлённый интерфейс
    С одной стороны, стал более интуитивно понятным, а с другой «под рукой» у разработчика стало больше функционала для профессионального использования конструктора.
  • Новые возможности для кастомизации плеера интерактивных курсов
    Теперь можно сделать онлайн-курс в фирменном стиле компании или создать уникальный дизайн. 
  • 5 готовых шаблонов оформления плеера. Это для тех, у кого нет ресурса или времени на разработку дизайна.
  • Новые нарисованные персонажи и локации
    Сейчас на рынке есть явный спрос на рисованные курсы, но это существенно повышает трудоёмкость разработки. Готовая база поможет сэкономить время на отрисовку курса. Библиотека будет регулярно пополняться. 
  • Теперь можно настраивать скорость прохождения курса
    Можно разрешить учащимся самостоятельно ускорять или замедлять музыку, озвучку текста и скорость переключения слайдов.
    От себя добавлю, что отсутствие подобной опции в онлайн-курсах для меня часто является барьером для их прохождения — мне сложно смотреть видеолекции и слушать подкасты без ускорения.

— В качестве вывода хочу отметить:
iSpring Suite 11 — движется в верном направлении и продолжает развивать уникальные свойства универсального инструмента, который за счёт своей простоты подходит начинающим разработчикам, и имеет достаточный потенциал для применения профессионалами. 

Павел Безяев
Лидер и сооснователь сообщества Digital Learning 

Первая «Премия Digital Learning» официально открыта!

Разрабатываете классное обучение и стремитесь сделать его лучше?

Стартовал прием заявок на «Премию Digital Learning 2022». Лучшие практики современного обучения. Участвуйте и получите профессиональное признание, обратную связь от экспертов рынка, познакомьтесь с коллегами, обменяйтесь опытом и конечно же, претендуйте на ценные призы!

Ждем ваше лучшее образовательное решение по адресуhttps://dlmeeting.online/award

Приём заявок до 30 сентября!

Команда сообщества Digital Learning

Конференция «Digital Learning 2022: главные итоги года»

Друзья!

У нас прекрасные новости!

Мы открываем регистрацию на главное событие сообщества и всей сферы современного обучения осенью этого года – конференцию «Digital Learning 2022: главные итоги года»!

Ежегодная практико-ориентированная конференция сообщества Digital Learning о новых технологиях и подходах в онлайн и гибридном обучении в 2022 году.

Главное профессиональное сообщество про современное обучение подводит итоги года: ключевые тренды, вызовы, изменения, кейсы, инструменты, находки.

Эксперты сообщества обсудят:
• Ключевые факторы оказавшие влияние на всю сферу обучения взрослых в 2022 году и главные вызовы 2023 года.
• Лучшие кейсы и проекты в сфере обучения в 2022 году (подведём итоги первой Премии Digital Learning).
• Новинки и тренды сферы обучения
• Пути для партнёрств и развития
• Подходы к проектированию эффективных образовательных программ
• Новые инструменты для оценки эффективности обучения
• Вовлечение в онлайн-обучение
• Новые компетенции методистов

Встречаемся 11.11.2022 в Москве на площадке EDTECH SK в Сколково!

И снова предупреждаем, что очных мест всего 200 и лучше регистрироваться заранее, чтобы не получилось, как на встрече сообщества в марте.

11 ноября встречаемся и подводим итоги года для сообщества и всей сферы современного обучения!

Регистрируйся!


Павел Безяев и Команда сообщества Digital Learning

Нужны ли рынку «разработчики электронных курсов» и их продукты?

В прошедшие выходные побывал на турнире для разработчиков онлайн-курсов iSpring.Вызов 2022. Турнир меня впечатлил и зарядил, но подробности будут позже. Сегодня хочу поговорить о реальном вызове для нашей сферы.

В сообществе мы часто рассуждали и о том, почему произошло разделение «обученцев», на нормальных и дистанционнщиков. О том почему это было плохо и как хорошо, что это уходит. Но сами, кажется, делаем очень странные вещи…

В корпоративном обучении мы упорно продолжаем цепляться за такую сущность, как «электронный курс», который чаще представлен, как «слайдовый асинхронный интерактивный курс» или «лонгрид».

Если честно, то хочется уже термин «электронный курс» запретить законодательно, но не это главное. Главный вопрос – можем ли мы рассматривать такой асинхронный электронный или онлайн-курс, как самостоятельный и самодостаточный инструмент для обучения, как часто это делается сейчас?

Да, когда мы все входили в тему онлайн-обучения, наличие простой «автоматизированной коробочки», которую можно было быстро сделать, а потом загрузить на учебный портал и забыть – было спасением. Для многих – курс как бы сам там потом учит людей. В теории очень красиво, только это же создаёт проблемы отношения к онлайн-обучению.

Мы весной проводили небольшое исследование «обученцев» и уточняли, как и где они предпочитают учиться. И совершенно «неожиданно» выяснили, что наши коллеги сами не хотят учиться через асинхронные «электронные курсы». Сюрприз?

Кажется, что ответ очевиден – мы все прекрасно понимаем, что обучение это процесс, а не событие и не электронная «таблетка». Слайдовый курс может помочь вспомнить или заучить правила пожарной безопасности или даже хорошо расскажет, как давать обратную связь, но никак не поможет внедрить вам это в вашу реальную жизнь и не проконтролирует.  Да, достаточно добавить к «электронному курсу» кукую-то систему сопровождения и поддержки и результат будет другим, но признайтесь – как часто это делают?

Почему же мы продолжаем другим выдавать тот продукт, в который сами не верим? Потому что всё осталось, как на старте – надо просто, быстро и красиво. Ну и чтобы потом – «само работало». Если копнуть глубже – глобальная причина остаётся в том, что функции обучения в компаниях не измеряют результаты влияния не бизнес, а отчитываются красивыми цифрами с человеко-курсами и NPS. Пока это так – зачем что-то усложнять?

Вернусь к турниру. На турнире была смоделирован классическая ситуация происходящая в корпоративном обучения – почти повсеместно и уже давно. Заказчики приходят и просят онлайн-курс под какую-то задачу. Чаще всего они уже формулируют заказ в терминах обучения, а не бизнеса – «мне надо обучить руководителей навыкам обратной связи, сделайте мне онлайн-курс».

Заказчикам это может быть простительно, но дальше в дело вступают наши разработчики курса и берутся за задачу – «в лоб» – делают что-то, что должно «обучить руководителей» – «самообучающую коробочку». Тут нет разговора о том, как потом это всё будет внедряться в процесс, как поддерживаться, как оцениваться.  Я не про турнир сейчас, а про реальную жизнь, увы.

Хочу ли я сказать, что «электронные курсы» — это зло и надо их отменить? Нет. Я хочу сказать, что мы должны уйти от порочной практики даже просто браться за создание таких курсов там, где не могут решать задачу или без четкой проработки всего процесса обучения, когда такой курс будет всего лишь одним из элементов.

Хочу ли я сказать, что узкоспециализированные «разработчики электронных курсов» больше не нужны? Нет, вы можете и дальше оставаться в рамках такой нишевой специализации, но должны тогда чётко понимать, что вы не являетесь «обученцем» в полном смысле этого слова, так как можете делать только очень ограниченный инструмент. Чем больше на рынке появляется универсалов, которые могу видеть и проектировать весь процесс целиком, тем ниже будет ваша ценность для рынка.

Наше сообщество когда-то было создано, чтобы развивать сферу обучения, через наше собственное развитие. Очень надеюсь, что кого-то эта публикация подтолкнёт посмотреть на свою работу под другим углом и поможет выйти на новый этап развития!

Успехов всем нам в нашей интересной миссии!

Павел Безяев и Команда сообщества Digital Learning

L&D перегружены работой, но не могут оценить эффект от своей деятельности: тренды и кейсы по мотивам дайджеста EduTech

СберУниверситет опубликовал Дайджест EduTech за второй квартал 2022. Показательно что многие тренды и выводы в дайджесте совпадают с результатами исследований и прогнозов, что мы проводили в рамках сообщества Digital Learning, хотя есть и некоторые сюрпризы. Разберём самые интересные моменты:

1. Выдержки из исследования ситуации на рынке корпоративного обучения:

«64 % компаний самостоятельно разрабатывали обучающие программы, в особенности для линейного персонала» – в нашем исследовании тоже получилось 64% (!) и ещё 24% комбинируют собственную разработку и заказ. Корпоративное обучение продолжает верить в выгоду и необходимость внутренней разработки контента.

«75% программ корпоративного обучения проходили в онлайн-формате, на них приходилось 66 % бюджета» – тоже почти полностью совпадает с результатами нашего исследования, но мы не оценивали бюджет. 66% это поразительная цифра! До 2020 года на онлайн-обучение приходилось в среднем 3-5% бюджета. Это ещё одно подтверждение того, что «откат к очке» так и не случился.

«Наиболее популярный формат — внутренние асинхронные онлайн-курсы, на них обучались 66 % линейных сотрудников и 48 % руководителей. На втором месте — внутренние синхронные онлайн-курсы (49 % линейных сотрудников и 31 % руководителей)» — вот эти данные требуют отдельного изучения и проверки. Если представить, что до 2020 до 70-90% обучения проходило в очке, а потом эти все программы перевели в синхронный онлайн, то доля асинхронных курсов не должна быть доминирующей. Но это не точно. Возможно, за эти 2 года компании серьёзно вложились в перевод таких программ в асинхронный формат.  И тут было бы интересно получить комментарии от участников сообщества.

2. Интересные выводы о переменах в сфере L&D получились у LinkedIn:

Основные задачи на 2022 год — подготовка лидеров и обучение по направлениям:

  • 49% Лидерство и обучение менеджеров
  • 46% Обучение и переподготовка сотрудников
  • 26% Цифровая трансформация
  • 26% Разнообразие, равенство и инклюзивность

Тут всё ожидаемо, кроме вопроса актуальности последнего пункта. Интересно, что до 2022 года в крупных компаниях в повестке L&D обязательно были вопросы экологии, а сейчас все вдруг разом про это забыли.

Ещё любопытный вывод – «специалисты отметили, что L&D-департаменты стали более централизованными, стратегическими (72 %), многофункциональными (74 %) и перегруженными работой». Хорошо говорить про «перегруженность работой», когда наши исследования показали, что системной оценивают эффективность обучения примерно 4% L&D. Есть над чем подумать.

Вот ещё в продолжение – «только 10 % организаций ведут учёт навыков своих сотрудников». Как говорится – без комментариев.

3. Ещё в дайджест есть «Пять мировых EdTech-трендов: как сделать обучение захватывающим». Даже не знаю, как комментировать, но 4 из 5 «трендов» это словно полный копипаст из 2015 года. А вот пятый тренд немного удивил – «Вычислительное мышление». Сначала я подумал, что это опять про «машинное обучение» и просто неудачный перевод. Но нет – «интеллектуальное ядро «вычислительного мышления» состоит в систематическом формулировании чего-либо с достаточной степенью ясности (чтобы можно было объяснить компьютеру, что нужно делать)». Термин это предложен ещё в 1980 году. Теперь это тренд EdTech. Взяли в работу )

4. «Эволюция буткемпов: от небольших офлайн-курсов до глобальных партнёрств». Буткемп — это интенсивные курсы по приобретению цифровых навыков. Если коротко – мир переживает взрывной спрос на буткемпы. Что-то вроде «цифровой мобилизации» населения планеты.

5. В дайджесте несколько интересных кейсов применения ИИ в обучении. Правда, все они из академической сферы, но даже интереснее чем постоянные теоретические размышления по данной теме.

Делитесь в комментариях и в чате сообщества вашими выводами, инсайтами и вопросами по дайджесту и всей сфере современного обучения!

Павел Безяев и Команда сообщества Digital Learning

«Исследование рынка российского корпоративного обучения: пандемия оказалась сильнее тысяч санкций»

Вчера на RB.RU вышла долгожданная статья с результатами исследования рынка корпоративного обучения, проведенного сообществом Digital Learning совместно с Эквио. Теперь мы можем поделиться полным текстом исследования и записью презентации.

Напомню, о чём было исследование:
В публикации «Очевидное – невероятное: почему тренды корпоративного обучения не поддаются обычной логике?» я пояснил из каких предпосылок мы исходили, когда планировали наше исследование и на какие выводы рассчитывали.

Мы хотели понять, как повлияли на корпоративное обучение события весны этого года с учётом следующих факторов:
• Экстренный и массовые перевод обучения в онлайн усложнил цифровые экосистемы обучения.
• Реальность потребовала новых компетенций от «обученцев».
• Вместе с удаленной работой люди оценили и удаленную учёбу, и мы два года наблюдали просто взрывной рост онлайн-школ.
• Функция обучения в компаниях чаще всего воспринимается, как вспомогательное производство и в кризисной ситуации именно там режут бюджеты.
• Некогда уникальные для рынка компетенции стали массовыми: разработчики онлайн-курсов, методисты онлайн-обучения, продюсеры онлайн-школ и т.п.
• Рынок насыщен готовыми онлайн-программами и контентом по самым востребованным у людей тематикам.
• Западные сервисы ушли с нашего рынка и дали возможность отечественному EdTech.

Не все наши предположения оправдались, а некоторые результаты показали полную противоположность, например:

ГЛАВНЫЙ СЮРПРИЗ: просто беда, НО ни одна компания не сказала, что системно встроила программу онлайн-школ в корпоративное обучение! Да, про онлайн-школы все знают, сотрудники там учатся, но находят эти курсы сами, а компания никак этим не управляет. Огромный ресурс просто игнорируется. Одна из причин – миф о том, что внутри компаний есть своё уникальное знание и уникальные методики обучения, поэтому «готовые универсальные» курсы не подходят и нужна кастомизация.

ЕЩЁ СЮРПРИЗ: 90% компаний разрабатывают обучающий контент самостоятельно! Самостоятельно, Карл! Даже компании со штатом до 500 человек умудряются держать в штате разработчиков контента! На рынке куча компаний и фрилансеров, но все считают, что выгоднее делать сами. 26% из них иногда привлекают внешних разработчиков. Исключительно готовым контентом пользуются всего 5% российских компаний.

Подробнее читайте в публикации «Самые нелогичные тренды корпоративного обучения 2022 года».

Получив такие интересные выводы мы, с командой сообщества Digital Learning, решили провести следующий митап (26.07.2022), как раз на тему развенчивания некоторых мифов и ухода от надуманных усложнений – «Простые, проверенные решения: что не подведёт в условиях ограничения ресурсов».

Павел Безяев и Команда сообщества Digital Learning

Обучение для обученцев

В сообществе Digital Learning мы много говорим о том, как учить. Это естественно, так как это наша основная работа. Но как часто мы задумываемся о том, как и чему учимся сами? Нет ли каких-то противоречий между тем, что мы делаем как профессионалы и тем, что предпочитаем сами?

Весной этого года команда сообщества провела исследование по предпочтениям обучения среди специалистов по обучению. Исследования проводили в формате глубинных интервью. Зачем? Во-первых, потому что развитие участников сообщества — это наша ключевая миссия. Во-вторых – ну разве не интересно как учатся те, для кого обучение это профессия?

Так что же интересного мы узнали?

Пункт номер ноль: мы НЕ учимся с помощью SCORM курсов. Шок! Сенсация!!

  1. Чему мы чаще всего учимся? Можно было бы предположить, что это методология обучения, администрирование LMS, разработка курсов… Но исследование показало – больше всего обучения связано со смежными темами, которые можно использовать в обучении: управление проектами, работа в команде, продуктовое обучение, разработка игр, дизайн, фигма, аналитика, копирайтинг, маркетинг.
  2. Как мы предпочитаем учиться (форматы)? Многие самым ценным и приятным продолжают считать очный формат обучения, но при этом признают, что больше учатся онлайн. Интересно, что при этом самым эффективным наши коллеги считают синхронное онлайн-обучение, но чтобы это была не просто «говорящая голова», а возможность прямого общения с экспертом. Часть контента может быть в асинхронном формате, но это не должно быть основным способом обучения.
  3. Длительность обучения. Оказалось, что мы предпочитаем курсы длительностью до двух месяцев. Когда это уже не просто ролик на 15 минут, но ещё и не программа длительностью в полтора года. За это время можно выучить что-то новое и даже попробовать на практике, но, с другой стороны, хватает мотивации и не нужно инвестировать массу времени в новую сферу.
  4. Про повторное использование контента. Выяснилось, что мы редко пересматриваем видеолекции и записи с пройденного обучения. Если тема зашла, то мы просто начинаем применять её на практике, а если нет, то – забываем.
  5. Важность практики во время обучения. Тут мы получили готовый рецепт успешного курса. Да, практика нужна и важна! Но, хорошая практика не должна быть оторвана от теории и реальной деятельности человека, при этом не должна быть слишком «напряжной». Почти все отмечали важность качественной оценки заданий и живой обратной связи от преподавателей.
  6. Про кастомизацию обучения. Исследование не выявило серьёзной потребности в том, чтобы программы дорабатывались под нас и нашу специфику. Чаще всего мы доверяем авторам и готовы идти по предложенному маршруту, но при этом нам важна возможность влияния на программу на микро-уровне внутри модулей, в виде общения с преподавателем.
  7. Платформа и инструменты для обучения. Оказалось, что нам совершенно не важно на какой платформе и каких инструментах проходит обучение с точки зрения брендов. Coursera для нас ничем не лучше курса собранного, как бот в Telegram. Главные критерии – удобство. Нам должно быть просто и комфортно ориентироваться в курсе, учиться, понимать свой прогресс, возвращаться к обучению.
  8. Сертификаты и дипломы. Для большинства наличие сертификата не критично, но сам если он есть, то это небольшая приятная мелочь. Исключение – темы, которые требуют сертификации, типа оценки персонала. Ещё есть запрос на сертификаты не формальные, а за успешное прохождение курса

Небольшое дополнение: многие отмечали, как боль и проблему большинства популярных онлайн-школ – игнорирование обратной связи от учащихся. Почти во всех курса просят оставить обратную связь по содержанию курса, но оказалось, что на неё не реагируют (заметным для учащегося образом) и это очень раздражает. Если вы просите обратную связь, но даже не благодарите за неё, то это большая ошибка!

Вот такие у нас предпочтения! Насколько это похоже на курсы, которые мы делаем для других? Что откликается, а что удивило?

развитие #академияdl #обученцы

Павел Безяев и Команда сообщества Digital Learning

Самые нелогичные тренды корпоративного обучения 2022 года

На прошлой неделе мы презентовали результаты совместного исследования сообщества Digital Learning и Эквио. В публикации «Очевидное – невероятное: почему тренды корпоративного обучения не поддаются обычной логике?» я пояснил из каких предпосылок мы исходили, когда планировали наше исследование и на какие выводы рассчитывали. Сегодня уже можно сказать, что некоторые прогнозы не просто не подтвердились, а оказались противоположными и противоречащими логике.

Что мы хотели узнать в рамках исследования:

1.           Есть ли в обучении «откат назад» после ослабления ковидных ограничения? Происходит ли заметный возврат к «очке»?

2.           Насколько усложнились экосистемы обучения: какие дополнительные сервисы онлайн-обучения используются в компаниях, кроме LMS?

3.           Используют ли компании для корпоративного обучения курсы от крупных онлайн-школ, как часть системы обучения?

4.           Откуда компании берут основной контент для обучения сотрудников? Что разрабатывают, а что покупают?

5.           Сохранилось ли разделение на специалистов по «дистанционному» и «очному» обучения? Какой в компаниях процент универсальных специалистов?

6.           Как пандемия и последние события повлияли важность оценки качества и эффективности обучения?

7.           Как повлияли последние события на развитие корпоративного обучения и планы? 

Ключевые выводы по итогам исследования:

1. ОЖИДАЛИ: отката к «очке» не наблюдается: большинство российских компаний (92%) используют смешанный формат обучения,  ни одна из опрошенных компаний не учит только очно.

2. ЧАСТИЧНО СОВПАЛО: экосистемы обучения стали сложнее – у 95% появились дополнительные сервисы обучения, 52% опрошенных пользуются не одним, а двумя дополнительными сервисами, НО 65% всё ещё используют ZOOM, как основной инструмент для синхронного обучения, на втором месте Skype и Webinar.ru (по 7%) – импортозамещение идёт не быстро.

3. ГЛАВНЫЙ СЮРПРИЗ: просто беда, НО ни одна компания не сказала, что системно встроила программу онлайн-школ в корпоративное обучение! Да, про онлайн-школы все знают, сотрудники там учатся, но находят эти курсы сами, а компания никак этим не управляет. Огромный ресурс просто игнорируется. Одна из причин – МИФ о том, что внутри компаний есть своё уникальное знание и уникальные методики обучения, поэтому «готовые универсальные» курсы не подходят и нужна кастомизация.

4. ЕЩЁ СЮРПРИЗ: 90% компаний разрабатывают обучающий контент самостоятельно! Самостоятельно, Карл! Даже компании со штатом до 500 человек умудряются держать в штате разработчиков контента! На рынке куча компаний и фрилансеров, но все считают, что выгоднее делать сами. 26% из них иногда привлекают внешних разработчиков. Исключительно готовым контентом пользуются всего 5% российских компаний.       

5.           ОЖИДАЛИ: в большинстве случаев (77%) за дистанционное обучение отвечают «универсальные солдаты», то есть специалисты, для которых онлайн-обучение — одна из многих рабочих задач. Да, разделение L&D на «онлайн» и «очку» почти полностью исчезло и это хорошо!

6.           СЮРПРИЗ: Столько разговоров про важность оценки качества и эффективности обучения в кризисное время, а в результате мы узнаём, что массовым и обязательным этот процесс так и не стал. 14% признались, что никак не оценивают эффективность, 30% используют только анкеты обратной связи, 24% тестирование и только 4% что-то пытаются измерять по модели Киркпатрика. Хорошо живём!

7.           По поводу влияния последний событий отличный вывод от Алексея Вагина: «На самом деле пандемия повлияла на корпоративное обучение больше, чем 10 000 санкций, наложенных на Россию. Её пик был острее и очень сильно изменил ожидания от обучения. Большая часть санкций имеет отложенный эффект, и многие компании ещё не поняли, как это на них повлияет. А на некоторых это повлияло даже положительно, они увидели новые возможности. То смешанное обучение, которое сложилось за последние полтора года, так и осталось. Каких-то резких скачков и изменений не произошло.»

А как вам такие неочевидные выводы?

Ссылка на полное исследования будет опубликована в ближайшее время…

Павел Безяев и Команда сообщества Digital Learning

Проводник по миру e-learning

Сегодня на канале «Живое обучение» была опубликована «Дорожная карта развития e-learning в компании». Посмотрев содержание карты, я понял, что просто обязан поделиться этой находкой в нашем сообществе. Но, прежде чем комментировать получившийся документ, хочу сказать об авторе.

Думаю, что у большинства из нас есть люди, которые являются для нас ориентирами и источником идей и вдохновения! Для меня одним из таких людей уже долгие годы остаётся Елена Тихомирова. Когда я только делал первые шаги в сфере онлайн-обучения, Елена уже была стремительно восходящей звездой. Очень хорошо помню, как слушал первый раз её выступление на конференции ещё в далёком 2004 году. И уже не сосчитать сколько раз я вдохновлялся её идеями и строил на этом собственные концепции, которые продвигал в мир. Читая канал Елены, я регулярно ловлю себя на том, что будто «вспоминаю» что-то простое, но очень важное – словно обновляю фокус и вдохновляюсь на дальнейший поиск. Елена – мой проводник по миру digital learning!

Теперь вернемся к документу – сразу хочу сказать, что определение «карта» к этом труду подходит не очень – перед нами скорее «атлас внедрения и развития современного обучения в компании». Получился самодостаточный полезный документ, за которым стоит фундаментальный труд и огромный опыт.

Достаточно посмотреть на содержание – 14 основных разделов и Словарь базовых терминов (всё как мы любим в нашем сообществе :)).

Даже если вы уже не новичок в вопросах внедрения онлайн-обучения, то вполне найдёт полезные разделы в этот документе. Например, хорошо проработан раздел про разработку электронных курсов.

Карту можно использовать, и чтобы только начать своё погружение в мир современного обучения, и для того, чтобы систематизировать уже накопленный опыт.

Не буду собой, если не выскажу несколько вопросов по данному документу. Я заметил в нём несколько принципиальных противоречий – словно смешение двух разных эпох.

С одной стороны, документ словно пришёл к нам из эпохи до 2020-го, когда «e-learning» и «электронное обучение» ещё были не просто общепринятыми терминами, но и почти обособленным направлением развития обучения и образования. Но если посмотреть на содержание карты, то мы заметим, что там всё хорошо – она во многом про digital learning и про современно обучение в целом. Да, там ещё встречаются артефакты прошлого, но в целом это действительно полезный документ о том, как внедрить и выстроит в компании современное обучение, построенное на использовании различных форматов, инструментов и цифры.

Плохо или хорошо, что кто-то ещё продолжает выделять «царство e-learning» в мире обучения? Думаю, что это естественный процесс развития. Наличие выделенных границ позволяет снизить порог входа и эффективнее управлять ресурсами, но на следующем шаге эти границы нужно отодвигать. Этим мы и занимаемся в нашем сообществе…


Павел Безяев и Команда сообщества Digital Learning

digital learning, elearning, knowledge management, community management