Разыскивается новая Платформа для обучения!

Пришло время честно и открыто зафиксировать, то о чем говорят в среде Digital Learning последний год. Я много общаюсь с коллегами по цеху из крупных компании (МТС, Сбербанк, Северсталь, НорНикель, СИБУР, Центробанк и другие) и почти все они говорят об одном – существующие на данный момент системы организации обучения (LMS)  морально устарели, а их развитие становится нецелесообразным и даже дороже разработки новой платформы. Разговоры эти звучат все громче и чаще, а главное, что на рынке уже явно сложился образ ПЛАТФОРМЫ, которую мы все ищем. Совсем недавно мне довелось пообщаться на эту тему со старшим вице-президентом Ростелекома, так вот удивительными оказались два факта – во-первых то, что человек такого уровня реально прогружен в проблематику Digital Learning, а во вторых даже на током уровень ожидания от новой Платформы и путях ее поиска сильно совпадают с нашими. Это важный звонок всем кто считает, что занимается разработкой образовательных Платформа – руководители ведущий компаний ищут решение, которого пока нет на рынке.

Что же мы все ищем? Детали могут отличаться, но суть в следующем. У нас сейчас есть две крайности – первая, когда система «дистанционного» обучения превращается в склад контента и учебных программ. Мы можем навешивать на эту систему геймификацию, может организовывать PR-акции и вебинары для вовлечения сотрудников в «образовательную среду», но сути это не меняет – портал превращается в свалку, не сильно полезнее чем то, что доступно всем нам в отрытом интернете.  В интернете даже лучше – есть отличные поисковики и выбор больше. Вторая крайность – выстроенная система на базе моделей компетенций, профилей, каталогов, системы оценки и прочего что «высекается в камне», сопровождается людьми и… очень быстро становится сильно неактуальным и не «живым». Людей направляют на ненужные им тренинги, назначают устаревшие курсы,  проверяют на нерелевантные компетенции и многое другое. Узнаете эти два случая?  Какое решение?

Пока решение всем видится в области искусственного интеллекта (AI) или скорее машинного обучения (ML), аналитики, больших данных (BIG DATA) и известных всем платформенных решениях. В основе ПЛАТФОРМЫ должно быть ядро на базе AI, которое будет постоянно анализировать огромные объемы данных о сотрудниках, строить модели и на основании этого рекомендовать людям именно, тот контент и обучение, которые им на данный момент наиболее необходим. Система будем строить индивидуальные треки, адаптирую их на лету, под особенности восприятия и потребности обучающегося.  Что еще будет в этой Платформе? В основе этой платформы точно будут уже привычные нам инструменты sharing economy (экономике совместного потребления). Ведь что такое «образовательная среда»? Это место где носители знаний стыкуются с теми, кому это необходимо. Звучит красиво и просто, но попробуйте сделать это так чтобы было всем удобно, просто и выгодно. Ведь у нас не типовой сервис вроде такси или аренды жилья. Отсюда получается, что в системе должны быть очень удобные инструменты для того чтобы заявить о своих знаниях и для того чтобы формализовать часть своих знаний (превратить в контент), так же в этой системе должны быть удобные инструменты для организации самого процесса обучения (вебинары, решения для дистанционных интерактивных тренингов). И при этом, участвовать в этом должно быть одинаково удобно и выгодно и внешнему провайдеру, и штатному тренеру, и просто эксперту компании, готовому делится опытом и конвертирующего свои знания в дополнительные выгоды для себя.  Что еще? Конечно, инструменты коммуникаций и социального взаимодействия и обучения (сообщества). И все это кроссплатформенное и с мобильными приложениями. Дальше детали и «хотелки» могут отличаться – кто-то все еще верит в модель компетенций и важности оценки, а кто-то уже ушел в своих мечтах еще дальше. В целом, все это звучит от всех кто в теме.

Но где искать это решение? Многие активно смотрят на стартапы по всему миру – что-то похожее появляется, но пока это элементы мозаики. Кто-то уже разрабатывает свое решение, а кто-то собирается это делать и ищет союзников. История интересная, но после разработки возникнет вопрос с развитием, так как прогресс не стоит на месте и тут можно получить очень много сюрпризов (плавали – знаем). Всерьез обсуждаются вопросы создания консорциумов компаний для совместной разработки подобного решения, но в нашем мире это непростая история. Ну и есть вопрос – что же делают сейчас текущие провайдеры LMS – могут ли они реально реагировать на этот запрос рынка? Или их тянет назад и топит тот объем разработанного ранее функционала, который надо поддерживать и развивать? Похоже тянет, а платформа о которой мы говорим потребует действительно серьезных инвестиций и множество итераций прежде чем будет получено что-то близкое к ожиданиям.

Есть еще интересные мысли, как это можно сделать, но оставлю их при себя пока не сформирую в четкую концепцию… 🙂

А вы что думаете?

Обсудим это в чате нашего сообщества Digital Learning: https://t.me/npsonline 

Ваш Павел Безяев

 

 

PR-план для eLearning

 

В нашем сообществе Digital Learning (https://t.me/npsonline) меня просили поделиться примерами плана коммуникаций и вовлечения для продвижения eLearning в компании. Расскажу основные принципы построения такого плана:

 

  1. Определяем все возможные каналы коммуникаций доступные нам (встречи с руководством, почтовые рассылки, целевые рассылки, новости на корпоративном портале, плакаты, корпоративная газета, ролики и т.п.)
  2. Определяем для чего (какие события освящаем, о чем информируем) используем каждый из каналов (рассказываем о новых курсах, подсвечиваем активных авторов, рассказываем о новом функционале и т.п.).
  3. Определяем периодичность использования канала (раз в месяц, квартал, под событие).
  4. Определяем целевую аудиторию (кому это интересно).
  5. Далее на календарном плане более детально прописываем использование ключевых каналов с привязкой к основным активностям и событиям.
  6. Самый сложный и самый интересный – контент-план, там мы идем от того, что знаем какой ценный контент у нас будет появляться в этом году. Исходим из плана разработки электронных курсов и развития нашей системы дистанционного обучения. Далее на каждое интересное событие подбираем подходящие каналы коммуникаций. Этот план сделать сложнее, но он и более эффективный, если у вас точно будет полезный контент. План коммуникаций и контент-план естественно пересекаются, но отлично дополняют друг друга и позволяют не упустить возможности для продвижения.

Вот пример одной из версий плана 2016 года по продвижению системы управления знаниями:

ГПН_СУЗИ_План коммуникаций и вовлечения_2016_доп

А вот черновик плана продвижения eLearning на 2018 год (еще не рабочий вариант, но направление задано):

ГПН_eLearning_План коммуникаций и вовлечения_2018

Первая сессия сообщества Digital Learning

16 марта 2018 года состоится первая встреча участников сообщества Digital Learning (https://t.me/npsonline). Наше сообщество изначально сформировалось для решения практических задача в области Digital Learning.  Всего за пару недель мы стали самым эффективным русскоязычным сообществом.
Мы развиваемся как Клуб практиков, поэтому и первая встреча будет носить практический характер.

Программа первой сессии:

  1. Знакомство ядра сообщества
  2. Разбор кейсов наших участников
  3. Согласование миссии сообщества

Колличество мест органиченно!

Приоритет рассмотрения заявок на участие:

  1. Участники готовые озвучить свои кейсы в области Digital Learning
    (время на кейс – 15 минут. Структура кейса: описание проекта, проверяемые идеи, что получилось, какие есть сложности и вопросы к сообществу)
  2. Практики, занимающиеся обучением в корпоративном и академическом секторе
  3. Провайдеры

Место проведения встречи: 

Учебный центр ГВЦ РЖД в Москве, Каланчёвская улица, 2/1

Важно:

Обязательно предварительная регистрация с поддтверждением!

Для входа в Учебный центр нужен будет паспорт.

И всё-таки она вертится!

Наблюдаю удивительное изменение, которое вполне может стать устойчивым и очень хорошим трендом. В крупные компании на роль руководителей функции обучения начинают приглашать экспертов из мира eLearning (не буду уточнять явки и пороли, но информация надежная :)). Это переворачивает всю текущую картину корпоративного обучения!

 

Сколько бы ни говорили в корпоративном обучении, что больше нет надобности в термине eLearning, так как все современное обучение (learning) использует цифровые технологии, только мы видим другое.  В реальности в корпоративном секторе (про академический не берусь утверждать) – у руля функций чаще всего по прежнему матерые «обученцы». Все основные процессы и роли закручены вокруг очных программ обучения, а где-то сбоку существуют ребята вроде меня, которые часть запросов бизнеса (с барского плеча коллег из «очки») переводят в «электрический» и смешанный формат. А бюджет? Чаще всего бюджет на дистанционнку это все еще 1-4% от очного обучения, при том что охват и доля дистанционного формата уже может вполне обходить «очку».

Да, мы у себя меняем эту ситуацию в сторону того чтобы такого разделения было меньше, чтобы при анализе запросов от бизнеса рассматривался весь спектр возможных форматов и инструментов и прибегали к моей помощи. Но ключевое слово – «меняем», а не переворачиваем.

Другое дело, когда лидеры компании понимают, что им нужна совсем другая функция обучения. Что их функцию должна строиться нет от классических «обученцев», где есть «сбоку бантик» в виде eLearning-команды. А проектироваться изначально, как цифровая среда обучения, как платформа, как концепция в которой в основе множество современных решений, где «очка» это всего лишь один из инструментов (кстати, с очень ограниченным радиусом действия и KPI). Звучит пока как фантастика, но есть предпосылки уже, есть!

Лично для меня это даже меняет мои взгляды на будущее. Раньше я спорил сам с собой – с одной я прекрасно вижу сильные стороны очного обучения. Особенно радуют интерактивные тренинги, командообразующие сессии, бизнес-симуляции. Сам активно развивался в этом направлении. Но я использую эти инструменты четко там, где они дают максимальный эффект. И при этом, заглядывая в себя, я понимал, что почему-то не горю желанием стать в ближайшее время лидером всей функции обучения. Потому что я чаще всего наблюдаю совсем другую картину. Когда очное обучение используют на автомате из-за отсутствия компетенций и желания что-то менять. Когда основанная функция «очки» сводится к «тренинги-шоу» и просто шоу для топ-менеджеров. Когда в ходу устойчивые  термины вроде «отгандопасить». Когда бюджеты на эти шоу в сотни и тысячи раз превышают затраты на дистанционные форматы. Уйти от любимого дела – от развития и использования максимально эффективных инструментов к этому как-то не очень хочется. Но если этот мир всё-таки вертится и поворачивается в сторону, о которой я написал, то я очень даже хочу быть одним из лидеров такого корпоративного обучения! И теперь я очень хорошо и с удовольствием представляю такое своё будущие! 🙂

Давайте вместе крутить мир в нужную строну!

Ваш Павел Безяев

Про elearning и не только :)



Друзья, пару дней назад для обсуждения вопроса использования NPS в дистанционном обучении была создана группа в telegram. Тему раскрыли быстро, но собралась такая активная компания вовлечённых экспертов по elearning и не только, что группу предложили оставить и переименовали соотвественно в “Про elearning и не только”: https://t.me/npsonline
Пока группа открыта для всех кому это интересно. Дальше будем экспериментировать. Главное что на данный момент такой формат работы профессионального сообщества показал большую эффективность чем, например, facebook. Присоединяйтесь к эксперименту, если интересно! 🙂

Миграция профессиональных сообществ в Telegram

Друзья, с подачи Елены Тихомировой начинаю постепенную миграцию в Telegram из Facebook. Создал свой канал: https://t.me/ielearning и буду все профессиональные новости и идеи публиковать в певую очередь там, а потом только там и буду. Возможно создам еще и группу про eLearning и KM (ссылку опубликую через канал), но пока планирую использовать, как онсовную профессиональную площадку для eLearning группу Лены, а для обсуждения вопросов по KM вот это сообщество: https://t.me/kmrusnw

Я уже писал ранее, что профессиональные сообщества особеннно активны сейчас именно в мессенджерах и уходят туда с корпоративных инсрументов и даже из социальных сетей. FB сделал сейчас так, что в ленте вместо новостей от коллег по цеху в основном публикуются сообщения от “спамеров”. Например, в моей ленте теперь только критика Гандапаса, товарищь перед зеркалов в лифте, и разные фото еды и напитков. Я, конечно, утрирую, но политика публикации в ленте приводит к похожей ситуации.

Так что будем встречать и проводить новый 2018 в мессенджерах!

Добрый и классный 2017!

Пришло время подводить итоги года!

Это был насыщенный, добрый и классный год! И этого уже не отменить!

В профессиональном плане можно выделить три ключевых элемента:

  1. Активный поиск и эксперименты в области взращивания и поддержки профессиональных сообществ
  2. Поиск новых форматов и переосмысление трендов и реальности в в области обучения
  3. Продолжение личного развития в сторону тренерства

 

  1. Про сообщества

В это году я настолько глубоко копнул тему запуска и поддержки профессиональных сообществ, что почти с полной уверенностью могу сказать  – на данные момент в нашей стране этот «секрет» полностью раскрыть никто не сумел! Мы пытались покорить эту тайну с компанией Ёрд и даже разработали и провели неплохую программу по обучению модераторов\менеджеров сообществ. Многие из этих модераторов на данные момент с той или иной степенью успешности развивают свои сообщества и еще не потеряли мотивацию. Где-то на этом этапе начались активные  споры о том насколько важно для жизни сообщества наличие ИТ-инструментов. Что первично – желание сотрудничать или удобная платформа?

Потом мы экспериментировали с компанией Супереон, но оказались в истории, когда у нас есть сценарии запуска сообщества, но нет лидера для их реализации.  Потом с Ольгой Голышенковой из МАКО мы провели отличную двухдневную сессию (в Тюмени!) для запуска сообщества «Бурение и внутрискважинные работы». И пока для меня это самый сильный инструмент для запуска сообщества (хотя точно есть что адаптировать и улучшать), но тема удержания интересов и соблюдения взятых на себя обязательств раскрыта не была. Потом был гибрид в рознице, когда мои идеи, объединились с мыслями коллег, а дальше поработали и Супереон и МАКО и что-то получилось.

Кстати, отдельно можно отметить наши эксперименты с чат-ботами. Мы поселили такого бота в сообществе буровиков. Но дальше экспериментов дело не пошло – коллеги учить бота не захотели.

Тема сообществ пока явно не становится менее востребованной, и в следующем году эксперименты явно будут продолжаться. Собрана уже уникальная база проб, ошибок и удачных решений! Хотел бы я в конце 2018 года сказать, что я уже готов запустить программу «садовник сообществе» и учить людей этой новой и очень востребованной профессии!

 

  1. Про eLearning

В дистанционном обучении в начале года был взят курс на продвижение в компании курсов в стилистике  МООК. Убедить внутренних экспертов сниматься в курсах не так-то просто, но у нас получилось и на выходе есть несколько отличных продуктов! В начале 2018 мы планируем активно продвигать и сами курсы и главное первых авторов! Пока таких курсов не много и разработка идет не просто, но по мере популярности формата и авторов все будет манятся.

Главной конференцией и в этом году была eLearning elements – рад был участвовать и много интересного для себя вынес!

Было у нас в этом году и несколько кейсов с мобильным обучением и эту историю мы будем и дальше развивать. Как минимум у нас появится мобильное приложение для нашего Портала, а так же я планирую внедрить в практику разработку курсов специально адаптированных под обучения с мобильных телефонов.

В середине года я очень удивился, что на рынке снова появилось много примеров самостоятельной разработки LMS и возмущался этим, но к концу года я уже готов разрабатывать платформу своими силами или в содружестве с другими компаниями, так как пока почти не вижу этому рольной альтернативы. Переосмысление трендов в обучении и ролик LMS это вообще тема отдельной публикации. У меня в ленте по этому поводу идут настоящие войны между экспертами и тема действительно острая! С одной стороны мы без существующих LMS и SCORM мы пока не можем, а с другой уже не можем. Когда самая популярная LMS в России не проигрывает видео на устройствах с iOS, когда нет нормального конструктора и плеера МООК и надо такие курсы или собирать в SCORM или «криво», то это настораживает. Ведь это уже не тренды, а потребность, которая появилась несколько лет назад. А на подходе предиктивное и машинное обучение!

Одним из самых радостных моментов этого года был вывод нашего Портала знаний (переименованного в Портал Корпоративного университета и обновленного) в интернет! На согласование и работу ушло примерно два года, но оно того стоило!

После конференции Сбербанка «Больше чем обучение» сформировалось мое отношение к тому, что сейчас происходит в eduthech  – что мы теряем в погоне за трендами и технологиями.

 

  1. Личное развитие

Я с удовольствием продолжил развиваться, как тренер. Есть ниша в которой очное обучение пока не может быть полноценно заменено дистанционным форматом и вот в этой нише я и хочу иметь достаточный уровень компетенций и что-то уже получается. В этом году я прошел четырехмодульную программу и сертифицировался на внутреннего тренера Газпром нефть.  Спасибо Галине Яковенко за открытие нового мира и отличные тренинги!

И конечно, я практиковался! В дополнение к обычным выступлениям на конференциях, я в этом году я впервые в жизни проводил бизнес-симуляцию! Мы с коллегами из НТЦ успешно провели (без участия подрядчиков!) бизнес-симуляцию «Интеллектуальны капитал» (я рассказал про неё в прошлом году) в Оренбурге и в Томске. А еще я понял, что уже готов проводить самостоятельно (или с не большой поддержкой) и стартовые сессии по запуску сообществ. Теорию я знаю, инструменты тоже, а главное эта история мне точно интересна!

 

А еще в личном плане год запомнился большим количеством поездок с семьей и по работе – я открыл для себя много новых прекрасных городов  нашей великой страны – Выборг, Новгород, Пушкин, Павловск, Оренбург, Тюмень, Томск. Даже впервые в жизни побывал в Карелии – о чем давно мечтал, но в плане рыбалки Карелия разочаровала.  Какая же у нас большая и интересная страна!

 

 

Всем доброго, классного и прорывного 2018!

 

Ваш Павел Безяев

 

KM Russia 2017 – «я добавил слайд про блокчейн»


Меня попросили написать отзыв о KM Russia 2017.

С большим уважением отношусь к организаторам и большинству постоянных участников, но в этом году впечатления от мероприятия остались противоречивые.

 

В целом подтверждаются тренды об очередном общем разочаровании тематикой knowledge management. И в ответ на это организаторы решили расширить тематику конференции и включили в сферу KM и управление командами, и elearning, и BigData, и, конечно, Blockchain.  Я, естественно, совсем не против таких изменений, так как давно уже убеждаю коллег, что корпоративное обучение это всего лишь часть системы управления знаниями, а не наоборот 🙂 Но будем реалистами и признаем, что пока все же область KM в российских компания чаще всего существенно уже и достаточно расплывчата.  В любом случае я был очень рад встретить на конференции по KM коллег из сферы elearning и считаю это хорошей тенденцией! Правда, когда ведущий конференции стал в пятый раз приводить дистанционное обучение, как один из лучших примеров управления знаниями в компаниях, стало как-то неловко. Все же elearning мы начали использовать и развивать за долго до того, как гуру KM обратили внимание на этот инструмент.  Пожалуйста, включайте elearning в пул KM-инструментов, но предложите что-то еще интересное и работающие так же эффективно.

На пленарной сессии было как всегда очень много общих слов и повторов. Кульминацией была фраза одного из уважаемых мной гуру: «Многие из вас слушали мою презентацию и в прошлые годы, но чтобы вы поняли, что мы развиваемся – я добавил слайд про блокчейн». Это был конечно апофеоз кризиса. Ну, какой, блин, блокчейн?!  Вы научитесь эффективно внедрять и применять свои инструменты и методики, а блокчен внедрят и без вас! Все говорят о значимости профессиональных сообществ и о том что это уже не просто лучший инструмент управления знаниями, но еще и главный элемент организаций будущего, но пока еще никто полностью не раскрыл секрет их построения. Нет полностью проверенной методики применимой в любой культуре и в любой организации.  Вот достойная задача, а вы – «блокчейн»! Обидно, честное слово!

Самое интересное для меня на этой конференции было как раз из области очень условно относящейся к управлению знаниями.  Артур Шейли и Елена Денисова порадовали методологией Organizational ZOO. Инструмент работает на формирование эффективной команды. Через игру и метафору зоопарка участники команды быстрее узнают друг друга, лучше понимают особенность ролевой модели и менее подвержены конфликтам. Потенциально этот инструмент можно применить и для запуска ядра профессионального сообщества, но мы с Леной еще прорабатываем этот вопрос. Если продумаем детали, то можно будет сделать пилот, а потом я поделюсь результатами.

Интересная новость из мира KM – опубликован долгожданный стандарт ISO по Knowledge Management. Номер стандарта 30401. И главный сюрприз этого стандарта – KM назван одним из процессов HR. Споры о том, где в компании должны быть владельцы процесса управления знаниями велись очень давно и были жаркими. Почти все отечественные гуру убеждены, что HR должен быть где-то сбоку, но точно не во главе KM. Я был «белой вороной» на KM-тусовках и вдруг оказалось, что именно наш вариант стандартизирован по ISO. Теперь вопрос  почему у других это сделано как-то «криво» 🙂 Это, конечно, шутка, но в каждой шутке… Я вообще очень не люблю разные стандарты, но для многих больших компаний это необходимость и появление стандарта ISO по KM может значительно изменить ситуацию.

 

Вот такие вот новости из мири властелинов знаний 🙂

 

Желаю всем оставаться интересными и востребованными даже без блокчейна!

Ваш Павел Безяев

Немного хороших новостей

Пару новостей:

  1. Лебедев написал про наш Портал Корпоративного университета (ранее Портал знаний) Получаю хорошие отзывы 🙂
  2. Завершаем работу над серией курсов в стилистике МООК. Один из них “Основы налогообложения нефтяной отрасли”. Публикую трейлер для понимания и оценки:

    Доделываем курс "Основы налогообложения нефтяной отрасли". Просматриваю материалы. Очень понравилась фраза "Доходы всего государства сопоставимы с доходами нескольких крупных нефтяных компаний"… Что тут скажешь? Кстати, как вам трейлер? 🙂

    Опубликовано Павлом Безяевым 28 ноября 2017 г.

«Меньше чем обучение» – что мы теряем в погоне за технологиями

Сегодня был на конференции Корпоративного университета Сбербака – «Больше чем обучение». Не буду здесь приводить цитаты и мысли с конференции – я это сделал в режиме онлайн в fecebook. Конечно, Греф и другие эксперты говорили интересные и правильные слова. Конференция отличная и идеи хорошие, но я хочу поделиться мыслями, которые зацепили меня в самом конце мероприятия.

Представители высокотехнологичных провайдеров пытались размышлять о текущих трендах и ближайшем будущем образования. Сначала традиционно похоронили LMS и это вполне привычно. Потом один эксперт сказал, что мотивировать в обучении больше не надо, а другой сказал, что надо этим только и заниматься. Тут я уже прислушался. Но самыми показательными стали два момента. Эксперты упомянули, что год назад очень круто было говорить, что тренд корпоративного обучения это «уберизация» – когда мы не создаем контент, а создаем платформу для стыковки поставщиков знаний и потребителей. Как пример привели Корпоративный университет Газпром нефти, который пока единственный развивается именно в рамках данной концепции. И тут же добавили, что сегодня надо уже говорить о блокчейне в образовании – чтобы формировать полностью самообучающиеся системы. Ну, а один эксперт вообще поразил «открытием»  – сказал, что недавно понял, что приемы для очного обучения оказывается (!) не работают в дистанционном формате и надо искать что-то другое. Бинго! Вот тут у меня пазл сошелся!

Что мы сейчас наблюдаем на рынке «цифровизации» обучения и HR отрасли? А происходит уникальный процесс – то о чём все футурологи столько говорили и что уже накрыло нашу сферу. Больше никто из нас (людей!) не успевает адекватно стыковать новые технологии с реальной деятельностью. Поясню. 15 лет назад я занялся темой дистанционных форматов обучения (в мире есть эксперты, которые этим уже по 30 лет занимаются и более – если кто-то не в курсе). В общем-то, 15 лет назад были уже все базовые технологии, которые последние годы получили массовую востребованность в образовании. Были «лонгриды» (гипертексты), и интерактивные курсы, и симуляторы и видеоуроки, и тесты и много другое. Уже тогда мы понимали, что обучение в дистанционном формате это история требующая своего подхода. Так появился «педдизайн», так начались эксперименты с геймификацией, интерактивностью, микрообучением, адаптивностью и многое другое.  Что-то получалось, а что-то временно откладывалось в сторону. Но главное, что тогда у нас были эти годы на эксперименты и поиск новых методологий и принципов. А что произошло сейчас???  За последние 3-4 года в сделана попытка интервенции в образования такого объема новых технологий, которого не было за 10 лет до этого! И скорость только возрастает! И мы все разогнались! Мы поминаем, что если недавно Uber полностью изменил отрасль, существовавшую столетия (если считать транспорт на конной тяге), то что-то подобное неизбежно придет в образование. Мы бежим и пробуем все – VR, AR, чат-боты, мобильные приложения, социальные сети, нейротехнологии и т.п.  Было бы не так страшно, если бы не успевали только разрабатывать методики и оценивать эффективность. Самое страшно – не успевают даже придумывать цели – зачем они применяют эти технологии. Надо! Быстрее! VR!  Зачем? Еще не придумали – но надо! Блокчейн –  слышали? Применяете? Будем! Сегодня утром Греф начал с очень хорошей фразы: «Не волнуйтесь – вы уже не релевантные новой реальности. И бежать за технологиями уже поздно – пришло время остановиться и задуматься. Думать это пока то, что осталось у людей и иногда это очень полезно». Точка! Что делает Греф – думает и читает книги (!), он использует для получения знаний обыкновенные бумажные КНИГИ – формат, который многие уже несколько раз похоронили (как сейчас LMS), но им пользуются. А мы все бежим за новыми технологиями. Мы бежим, а они все равно нас обгоняют. К нам приходят ребята из стартапов, которые приносят новые технологии, но при этом они почти ничего не знают об обучении и тем более о  педдизайне, а мы им отдаем весь процесс, потому что очень уже много новых технологий нам надо успеть втащить и нам некогда(!). Мы бежим! ..

Сегодня Владимир Пирожков сказал, что через 30-40 лет нас заменит другой вид – HOMO SUPER. И знаете, я думаю, что если мы все будем только и делать, что бежать за новыми технологиями без цели и смысла, теряя созданное ранее, то очень скоро поймем, что есть ТЕ кому бежать не надо. Что «машины» делают это гораздо эффективнее нас. Давайте прямо сегодня остановимся и просто подумаем. И может кто-то из тех кто читает меня как раз и придумает, то что сохранит ценность ЧЕЛОВЕКА в новом мире, потому что «машины» за нас это точно не сделают. А если и сделают, то нам это явно не понравится…

Хватит бежать! Прогрессивной и удачной вам остановки!

Ваш представитель вымирающего вида – Павел Безяев