Бусы и папуасы

Возвращаюсь из очередного отпуска и отмечу это небольшой публикацией на профессиональную тему, но или около того.

Спасибо Дмитрию Волошину за честный и даже немного циничный взгляд на ситуацию в образовании и корпоративном обучении. Многое созвучно.

Задумался и понял, что у меня есть ещё одна ассоциация с корпоративным обучением сегодня – “торговля бусами с папуасами“.

А происходит это примерно так – ребята типа меня увлеченно ищут новые инструменты, подходы и сервисы для развития корпоративного обучения. Мы с упоением рассказываем о них на конференциях – опыляем и вдохновляем друг друга. При этом нам кажется что есть очевидные (нам) вещи – что каждый инструмент под свои задачи, а для каких-то инструментов эффективность вообще ещё не доказана и нужны исследования. Но в какой-то момент мы в друг с удивлением узнаём что какой-то инструмент уже “прикрутили” в проекте “N”, а в компании К массово внедряют сервис Х. Почему так вышло? Да как с продажей стеклянных бус индейцам за золото и меха. Особо никому не важно как и что работает, главное чтобы “модно блестело”. Одному “вождю” понравились слова “мобильное” и “геймификация” и вот ему уже продают образовательные “бусы” с такой комбинацией. А где-то “вожди” хотят быстрее надеть на себя украшение со словами “искусственный интеллект” и вот уже спешно закупается платформа для обучения у которой в названии есть эти волшебные слова и не важно, что самого ИИ там нет и в помине. А кому-то нужны ожерелья из VR… Но это ещё не самое страшное. Самое страшное когда вожди приходят к нам и говорят – “хочу вот такие магические бусы, как у вождя Белое Перо, чтобы поднять мотивацию и снизить выгорание” (смело заменяем на любую другую задачу не особо решаемую обучением) и топают ногой… А ты понимаешь, что там не “бусы” нужны, а скальпель и куча работы по отладке процессов… Но вы пробовали такое сказать? Я пробовал…