e-learning – настоящая «профессия» 21 века?

Читаю книгу «Управление на основе гибких целей» (Нильс Пфлегинг) и где-то в середине второй главы ловлю себя на озарении! Автор, например, доказывает, что в условиях всё более динамичной среды возникает острая проблема быстрого устаревания знаний. В этом контексте возрастает значение «умения». «Знатоки» с красивыми дипломами и громкими специальностями не так ценны для предприятия, как настоящие «умельцы» — те кто в стоянии постоянно учиться, превращая знания в актуальные решения в зависимости от ситуации в постоянно меняющихся условиях. Эти «умельцы» не ограничены узкой сферой детальности или специализацией, а открыты для любых задач. И это очень пересекается с тем, что я почерпнул из книг по японскому менеджменту – там часто упоминается, что новые знания часто рождаются на стыке, и в передовых Японских компаниях не просто не боятся перемещать сотрудников между разными сферами деятельности и направлениями, но и делают это сознательно. При этом перемещения могут быть совершенно удивительными для нашего менталитета – физик может стать маркетологом, программист — продавцом или пекарем, руководитель предприятия — дизайнером. Для нас это звучит как нонсенс — нас всегда учили, что в нашем сложном мире самое главное это узкая специализация! А теперь получается, что все это уже позапрошлый век… Миром правят люди, которые успевают поменять с десяток ролей. Самые эффективные сотрудники компаний это ходячие «бизнесы-в-себе» – т. е. те, кто умеет всего понемногу, но самого важного в текущей ситуации и быстро пополняют свою «базу навыков». Сотрудники которые чувствуют и принимают цели компании и могут выстраивать свою деятельность под любые изменения. Это пока на пальцах, но всё крутится вокруг этого.

А теперь вспомним кто такие «специалисты по e-learning»? Да никакие это не «специалисты», т. к. нет такой специальности. Это самоучки из совершенно разных областей, но большинство из них объединяет огромный багаж умений из совершенно разных сфер: IT, менеджмент, обучение, дизайн, управление проектами, продажи и т. п. Получается, что мы пример идеальной «профессии» 21-го века! 🙂

Кстати, лично я часто терзался сомнениями касательно того, а не надо ли было стать специалистом – инженером (на которого учился 6 лет) или программистом (которым собирался стать с самого детства) и жить спокойно. Теперь я нашел ответ — пути в каменный век — нет!

Удачи!

 

Павел Безяев.