Как работает система управления знаниями

Крис Коллисон говорит в своей книге «Учитесь летать» про построение системы управления знаниями: «Начинайте с того места, где сейчас находится бизнес». Мысль простая, но очень абстрактная. Как от красивых теорий перейти к тому чтобы перешагнуть такую условную, но такую бесконечную границу и предложить бизнесу решение конкретных задач? Красивые концепции, умные идеи, поддержка руководства – все не так сложно в наше время, когда мало кто сомневается в ценности знаний и значимости управления ими. Но не покидает ощущение тог, что все эти «воздушные замки» могут с легкостью рухнуть при встрече с трудовыми буднями тех, кто реально что-то производит или свалятся на них очередной малопонятной и малоприятной «обязаловкой» по команде сверху. И вот на днях я начал понимать, что все проще — что результат от построения системы управления знаниями начинает проявляться еще на этапе ее проектирования. Результат появляется уже просто от того, что кто-то анализирует ситуацию, выявляет инициативы, знакомит людей, устраивает мероприятия по обмену опытом и просто слушает людей и их потребности. В какой-то момент начинаются удивительные и вдохновляющие процессы.   Я сейчас приведу реальный пример из своей практики, но специально изменю все названия, чтобы он не казался очень специфичным, и было понятно, что это универсально для любой компании.

Представьте, что в некой большой Компании есть ряд крупных бизнес подразделений — Блоков. К примеру, есть производство, есть розничные продажи, есть логистики и т.п. Мы хотим построить единую Систему управления знаниями (СУЗ). Анализируем КМ-инициативы, ИТ-архитектуру, разрабатываем концепцию СУЗ, формируем кросблочную команду. Потом запускаем ИТ-проект, начинаем проработку операционных модели и реализуем план коммуникаций и PR. У меня получилось так, что в какой-то момент PR вылился в классические KM-мероприятие – сессии по обмену опытом между Блоками и подразделениями. И вот одна из таких сессий выявила, что в одном из Блоков есть отличный ИТ-инструмент и выстроенный вокруг него процесс. Речь про «Банк идей» – важный инструмент любой СУЗ. Получилось так, что во всех Блоках Компании такой инструмент или уже разрабатывается или планируется к разработке и зачастую эта работа ведется параллельно несколькими подразделениями Блока. А в одном подразделении уже год Банк идей успешно работает и развивается. Улавливаете?! Одна компания и несколько параллельных и достаточно дорогостоящих проектов с одинаковыми задачами и целями, и сомнительным шансами на успех (Банки идей часто «не взлетают»). И вот одно из мероприятие в самом начале пути по созданию единой СУЗ Компании приводит к тому, что ответственные за схожие проекты люди уходя с мыслью, что они могут еще долго «изобретать велосипед», но судя по всему могут даже и не приблизится к тому уровню что уже есть в одном из подразделений. И главное этот инструмент и всю методологию можно легко брать и тиражировать при минимальных усилиях. Все это означает, что даже на этом этапе создания СУЗ уже приносит Компании выгоду просто потому что не будут тратиться деньги на несколько дублирующих проектов по созданию Банка идей. Если еще оценить эффект от того, что вместо бесконечного построения, в Блоках в короткие сроки появятся проверенные, работающие инструменты по сбору и реализации идей сотрудников, то эффект невозможно переоценить.

В сухом остатке:

  • Если вы еще не начали строить единую СУЗ компании – не бойтесь и делайте! С того места, где находится бизнес и где находитесь вы, с теми ресурсами и теми проблемами. Просто начините!
  • Помогите людям начать общаться.
  • Наслаждайтесь результатами и обратите на них внимание других. Вы запустите цепную реакцию!

Учитесь слушать!

Удачи!

Павел Безяев