Обучение для обученцев

В сообществе Digital Learning мы много говорим о том, как учить. Это естественно, так как это наша основная работа. Но как часто мы задумываемся о том, как и чему учимся сами? Нет ли каких-то противоречий между тем, что мы делаем как профессионалы и тем, что предпочитаем сами?

Весной этого года команда сообщества провела исследование по предпочтениям обучения среди специалистов по обучению. Исследования проводили в формате глубинных интервью. Зачем? Во-первых, потому что развитие участников сообщества — это наша ключевая миссия. Во-вторых – ну разве не интересно как учатся те, для кого обучение это профессия?

Так что же интересного мы узнали?

Пункт номер ноль: мы НЕ учимся с помощью SCORM курсов. Шок! Сенсация!!

  1. Чему мы чаще всего учимся? Можно было бы предположить, что это методология обучения, администрирование LMS, разработка курсов… Но исследование показало – больше всего обучения связано со смежными темами, которые можно использовать в обучении: управление проектами, работа в команде, продуктовое обучение, разработка игр, дизайн, фигма, аналитика, копирайтинг, маркетинг.
  2. Как мы предпочитаем учиться (форматы)? Многие самым ценным и приятным продолжают считать очный формат обучения, но при этом признают, что больше учатся онлайн. Интересно, что при этом самым эффективным наши коллеги считают синхронное онлайн-обучение, но чтобы это была не просто «говорящая голова», а возможность прямого общения с экспертом. Часть контента может быть в асинхронном формате, но это не должно быть основным способом обучения.
  3. Длительность обучения. Оказалось, что мы предпочитаем курсы длительностью до двух месяцев. Когда это уже не просто ролик на 15 минут, но ещё и не программа длительностью в полтора года. За это время можно выучить что-то новое и даже попробовать на практике, но, с другой стороны, хватает мотивации и не нужно инвестировать массу времени в новую сферу.
  4. Про повторное использование контента. Выяснилось, что мы редко пересматриваем видеолекции и записи с пройденного обучения. Если тема зашла, то мы просто начинаем применять её на практике, а если нет, то – забываем.
  5. Важность практики во время обучения. Тут мы получили готовый рецепт успешного курса. Да, практика нужна и важна! Но, хорошая практика не должна быть оторвана от теории и реальной деятельности человека, при этом не должна быть слишком «напряжной». Почти все отмечали важность качественной оценки заданий и живой обратной связи от преподавателей.
  6. Про кастомизацию обучения. Исследование не выявило серьёзной потребности в том, чтобы программы дорабатывались под нас и нашу специфику. Чаще всего мы доверяем авторам и готовы идти по предложенному маршруту, но при этом нам важна возможность влияния на программу на микро-уровне внутри модулей, в виде общения с преподавателем.
  7. Платформа и инструменты для обучения. Оказалось, что нам совершенно не важно на какой платформе и каких инструментах проходит обучение с точки зрения брендов. Coursera для нас ничем не лучше курса собранного, как бот в Telegram. Главные критерии – удобство. Нам должно быть просто и комфортно ориентироваться в курсе, учиться, понимать свой прогресс, возвращаться к обучению.
  8. Сертификаты и дипломы. Для большинства наличие сертификата не критично, но сам если он есть, то это небольшая приятная мелочь. Исключение – темы, которые требуют сертификации, типа оценки персонала. Ещё есть запрос на сертификаты не формальные, а за успешное прохождение курса

Небольшое дополнение: многие отмечали, как боль и проблему большинства популярных онлайн-школ – игнорирование обратной связи от учащихся. Почти во всех курса просят оставить обратную связь по содержанию курса, но оказалось, что на неё не реагируют (заметным для учащегося образом) и это очень раздражает. Если вы просите обратную связь, но даже не благодарите за неё, то это большая ошибка!

Вот такие у нас предпочтения! Насколько это похоже на курсы, которые мы делаем для других? Что откликается, а что удивило?

развитие #академияdl #обученцы

Павел Безяев и Команда сообщества Digital Learning