Обзор рынка образования #1

#обзоррынка

Теперь по понедельникам в сообществе Digital Learning к традиционному дайджесту мероприятий добавляется обзор ключевых событий и новостей современного обучения за прошлую неделю.

1. На прошлой неделе опубликовали наиболее полный рейтинг «российских образовательных проектов»: https://airtable.com/shrQHD4CDzFNmLlHW/tblX4icsYthHs7yOX

Название очень условное, так как в этом списке есть смешалось всё – от онлайн-школ до издательств. Есть там и EdTech и провайдеры-разработчики контента для корпоративного обучения (но не все).

Вопрос рейтингов и методик их составления остаётся открытым и очень спорным для нашей сферы – например в обновленном рейтинге «EdTech-компаний России» (https://edtechs.ru/) почему-то есть почти весь «чёрный» и «белый» инфобизнес, но нет никого из разработчиков онлайн-курсов для корпоративного рынка. Сообщество Digital Learning собрало список таких разработчиков и попробуйте сами найти их в рейтинге: https://www.notion.so/digital-learning/f40321d4a6994473af39d30645ed2aba

2. На прошлой неделе почти все образовательные каналы обсуждали новость от  НИУ ВШЭ о том, что меньше трети российских работодателей инвестируют в обучение сотрудников, в то время как в странах Европы их доля достигает 70% (https://www.kommersant.ru/doc/5089029). Из исследования даже делают выводы, что в России большинство компаний пытаются переложить на систему образования ту работу, которая во многих других странах выполняется самими работодателями.

Это очень любопытные взгляд на проблемы со стороны образовательных структур. Можно в ответ показать немного, как выглядит ситуация с точки зрения корпоративного обучения. Крупные корпоративные университеты смотрят на эту ситуацию по-разному, но точно уже ничего и не куда давно не перекладывают – где-то уже давно поставлена цель выстроить систему обучения так, чтобы больше не зависеть от качества образовательной системы. Где-то активно вкладывают ресурсы и усилия в развитие образования в России (вспомним профильные классы и кафедры крупных корпораций).

Но давайте быть объективными – в вузы государство вливает огромные ресурсы, а корпоративных университетов с подобные бюджетами в стране единицы. Средние и даже большие копании просто не могут себе позволить игры в «образование». Давайте тогда поменяем подход – пусть крупные вузы выделяют гранты на развитие практического обучения и спонсируют создание программ в корпоративных университетах? Почему нет?

3. Конец года близко и на прошлой неделе несколько раз поднималась тема трендов (https://t.me/ielearning/1552).

И тут можно выделить одну интересную тенденцию – «старомодные» и «устаревшие» технологии начинают получать новую жизнь. Например, снова хорошо заходит аудио формат, а значит есть смысл обратить внимание на образовательные подкасты и аудиокниги.

Но ещё интереснее возрождение электронной почты на западе. Сколько лет мы говорили о том, что люди массово отказываются от почты в пользу более удобные мессенджеров. Есть примеры, когда огромные компании экспериментировали с полным уходом от корпоративной почты. Но вот на западе мы всё чаще наблюдаем обратный процесс. Люди устали от мессенджеров и повращаются к более структурированным и формализованым средствам коммуникации. Что это значит для сферы обучения? У нас снова возрастает роль подписок и онлайн-программ на базе электронной почты (да, да – есть такая ниша).

4. Главное разочарование и споры прошлой недели были вызваны очередными переходами тонкой и почти неразличимой «красной линии» между онлайн-образованием и инфобизом в его негативном значении.

Для себя я уже начинаю делить коммерческие образовательные проекты на «белый» и «черный» инфобизнес.  У нас в сообществе много участников из этих сфер, и мы стараемся относиться с уважением ко всем. Но есть моменты, которые сложно принимаются.

 Например, компания Skillbox является лидером в сфере онлайн-обучения и в сообществе компанию давно относят к «белому» инфобизнесу, но когда на прошлой пошла очередная волна рекламы и скидок по 70%, которые «неожиданно» оказались ниже «максимальных» и «последних» скидок «чёрной пятницы» (https://t.me/ielearning/1558), то возник резонный вопрос – где же там ресурс для качестве самого контента и где для компании та самая «красная линия»?

Отдельное обсуждение вызвал курс от edMarket «Из методистов в методологи». Почему? Во-первых, в нашей среде разница между методистом и методологом для многих всё ещё очень расплывчата, а значит этим пока ещё можно манипулировать. Во-вторых, с рынка приходят не очень позитивные новости о качестве выпущенных edMarket методистов и компании явно есть над чем работать, а тут они заявляют, что уже готовы выпускать не просто методистов, но даже методологов. Вопрос – с какой стороны «красной линии» находятся наши коллеги? И на какой они хотят быть?

Да пребудет с вами Сила и выбирайте Светлую сторону!

Павел Безяев

Лидер сообщества Digital Learning