Практичные курсы: как сделать по-настоящему эффективные и интересные курсы без лишних затрат?

Вчера посетил конференцию «Корпоративное обучение 2014«. Впечатление положительное — с удовольствием прослушал все доклады, да и к моему выступлению был явный интерес. Конечно, не «Саммит разработчиков», но гораздо лучше чем «Образование 3.0». С одной стороны поразило насколько в e-learning все еще хаотично и разрознено — в каждой отрасли идут своим путём — часто изобретая велосипеды, а иногда уходя вообще в неизведанные области и продолжая называть это термином e-learning. Но самое поразительное, что даже язык у многих разный. Если розничный и банковский сектор еще как-то на одной волне, то со стороны производства, учебных центров и филиалов западных компаний идёт совершенно уникальный сленг. Есть успехи — например, ОМК смогли сделать так, что теперь на электронные курсы и тесты у них проходят ВСЕ ТОП-менеджеры и это победа e-learning. С другой стороны немного печально слышать, как люди тратят уйму сил, чтобы настроить в безумно дорогом LSO SAP какие-то типовые вещи вроде «учебной программы» или «тьюторства» и совершают настоящие подвиги реализуя в SAP удаленный доступ. Говорят «горе от ума», а у нас в стране «горе от денег».  Продвинутая отечественная LMS стоила бы этим компаниям в сотни раз меньше, а всё тоже самое они бы реализовали в десятки раз быстрее и проще, но кто же им позволит… увы.

А вот и мой доклад (презентация + текст):

 

 

Практичные курсы: как сделать по-настоящему эффективные и интересные курсы без лишних затрат?

 

Карта доклада

Прежде чем отправиться в путь скажу пару слов о том, как построен этот доклад. В начале, я хочу поделиться мыслями о том, как  можно мотивировать на прохождение курсов. Потом немного о нашем опыте разработки концептов интерактивных курсов. После этого перейдём к самому интересному – рассмотрим несколько реальных примеров. Далее поговорим о возможностях оптимизации затрат и подведём итоги.

 

Вместо предисловия

Начну с того, что последний год мы целенаправленно занимались поиском секрета максимально эффективного и интересного курса.

Сейчас под «электронными курсами» понимают совершенно различные форматы изложения учебного материала. Кто-то, например, просто выкладывает в качестве «электронных курсов» некие информационные презентации. Многие из вас слышали о так называемых массовых открытых курсах или MOOC, где основной формат курса это короткие видеолекции. Международные исследования говорят, о том, что MOOC проходят до конца всего 6-9% от тех, кто начинает обучение! Некоторые разработчики MOOC, говорят, что мотивация обучаемых это вообще не их забота. Я с этим категорический не согласен! Раз мы оставляем обучающегося один на один с курсом – значит, мы должны думать о мотивации.

Когда в начале 2013 года мы брались делать большой заказ по разработке курсов для компании Юлмарт, то была поставлена цель, что наши курсы будет успешно завершать не менее 90% целевой аудитории  — без всякого принуждения. Но мы пошли даже дальше и, например, когда мы делали курс по ажиотажным продажам, то поставили для себя целю, чтобы наш курс прошли не только все 700 консультантов, но сотрудники других должностей – например, 3000 кладовщиков. Так в итоге и вышло!

 

Мотивация

Что может влиять на мотивацию? Как управлять мотивацией? В общем-то эти принципы практически одинаковы и для кино, и для игр, и для курсов. Самое главное это ЭМОЦИИ! Удивите человека, увлеките его и он ваш!

Второе важное условие – помнить о  СПОСОБАХ ВОСПРИЯТИЯ. Если даже самая захватывающая история снята непонятно и некачественно, то вы просто уйдёте из кинотеатра. В игру без понятных правил вам тоже быстро надоест играть. Так же и с курсами.

 Эмоции

Что пробуждает в нас самые яркие эмоции? На ум приходят – любопытство, азарт и юмор. А если копнуть глубже — что вызывает любопытство? Интрига, интересный опыт или секс, например. А когда просыпается азарт — когда есть соревнование, игра, награды. Всё это можно достаточно легко использовать в наших курсах! Мы называем это «наживкой»!

Способы восприятия

Какие бы яркие эмоции мы не создали, всё окажется бесполезным, если курс будет неприятным и неудобным для восприятия. Нужно помнить хотя бы об элементарных правилах! Например, что информацию надо давать от общего к частному, а не наоборот. Что объяснять надо от простого к сложному. А обучение должно строится через действие, а не бесконечное чтение или слушание. Цикл Колба нам в помощь! Помним о простоте – простота должна быть во всем – в языке курса, в схемах, в примерах, в навигации! Ну и дизайн – он должен быть «вкусным»!

 

 Как найти идеи?

Эксперименты с поиском идей привели нас к тому, что курс начинается с мозгового штурма для разработки концепта. Главное, чтобы во время штурма были нужные люди вроде эксперта, методиста, сценариста и представителя целевой аудитории. А еще кто-то из этих людей должен любить играть, если таких нет, то обязательно пригласите!

Вопросы для мозгового штурма?

Возможно, вы придумаете свои вопросы, но мы пришли к следующему:

Важно изучить целевую аудиторию

Четко определить цели и задачи курса

Понять чем же плохо, если курса все же не будет? Пригодится!

Придумать наживку и идею для сценария

 

Карта доклада

Приходим к десерту – примерам курсов!

КиберСкорость

1

Первый курс этот тот самый курс по ажиотажным продажам, который кроме консультантов активно проходили сотрудники не связанные с продажами. Первая эмоция – вызов! Восприятие курса рассчитано на целевую аудиторию – брутальный стиль.

2

А вот карта для лучшего восприятия и секс! А еще можно заметить, что за каждое задание можно получить отличные звездочки на погоны, а в конце курса присваивается звание! Кстати, все сделано с использование стандартного механизма переменных в CourseLab и никакого сложного программирования.

3

В курсе нет ни строчки теории – все обучение через действие на задачах близких к реальным! Принимаем решение, действуем, получаем обратную связь, снова действуем.

Директор КиберМаркета

На самом деле мы выпустили две версии этого курса. Первый был простроен на фантастическом концепте путешествия во Вселернную Киберзнаний, а второй уже был более практичным – сюжет начинается с того, что сотрудника кадрового резерва неожиданно повышают до директора и отправляют в другой город. А наша цель помочь новоиспеченному директору и пройти с ним все необходимые первые шаги. Курс по большей части тоже построен на обучении через действие.

Ключ к Аутпосту

Этот курс во многом схож с предыдущим. Правда Аутпост в 20 раз меньше КиберМеркета, поэтому и курс попроще. Сюжет начинается с того, что руководитель сети на собрании ищет добровольца способного взять на себя миссию по спасению убыточного аутпоста. Мы соглашаемся и шаг за шагом вытаскиваем точку выдачи из «болота» после чего нас повышают до территориального управляющего.

Услуги и сервисы

Очень интересный пример, того как можно с минимальными усилиями создать и использовать дух соревнования. Курс построен, как викторина из 100 вопросов, где надо очень быстро отвечать на вопросы о услугах Юлмарт. Использован типовой элемент «таймер» к которому привязано перелистывание слайдов. В курсе мы сообщили, что будет проводиться конкурс рейтингов на лучшего консультанта и лучший регион. После этого каждую неделю публиковали рейтинги на портале. В результате выяснилось, что началась настоящая битва — люди ночами по 20 раз проходили этот курс, что бы набрать максимальный балл и вывести свой регион и себя в лидеры! В итоги все не просто прошли курсы, но еще и на отлично!

Ценности Юлмарт

Это один из первых курсов. По стилистики игрушка в чистом виде. Приключения, поиск сокровищ, карты, ключи. Идея была в том, чтобы показать что ценности компании работают не только в бизнесе, но и обычной жизни и даже при поиске сокровищ. Сценарий был в том, что используя четыре ценности компании надо пройти соответствующие испытания, чтобы получить ключи от тайника с сокровищами.

Карта доклада

Пришло время поделиться мыслями по поводу того, как сделать так, чтобы вся это радость не оказалась слишком дорогим удовольствием.

Разделение ролей

Если детально разобрать процесс разработки интерактивных курсов, то можно выделить функциональные роли, представленные на слайде. Опыт показал, что самыми высококвалифицированными являются первые четыре роли. Исходя из этого надо понимать, что тот кто у вас умеет разрабатывать сценарии курсов не должен тратить своё время на верстку курсов или корректуру текстов! На эту работу всегда можно привлечь и обучить сотрудников других подразделений ну или взять сотрудника с окладом ниже.

Умный дизайн!

Без профессионального дизайн все ваши идеи могут оказаться обесцененными. Но еще страшнее истратить кучу сил и средств на графику и анимацию не несущую особой смысловой и методической нагрузки.

Инструменты быстрой разработки

Не увлекайтесь разными «фишками» типа flash-анимаций, 3D моделей и других трудоёмких решений. Все примеры, о которых я рассказал полностью сделаны в стандартных инструментах быстрой разработки. Если хорошо разобраться, как работает CourseLab или Storyline, то станет понятно, что технических ограничений практический нет!

Итоги

План доклада мы выполнили, и пришло вереям подвести итоги. Повторю еще раз основные идеи. Мотивацией в курсе можно и нужно управлять через эмоции, при этом важно не забывать о восприятии. Если мы хотим делать качественные курсы без лишних затрат, то разделяем роли так, чтобы самые дорогие специалисты не тратили время заря. Помним, как важен дизайн, но не увлекаемся, т. к. это очень дорого! И лучше осваиваем возможности инструментов быстрой разработки курсов, а не тратимся на разные дорогостоящие «фишки»!

 

Спасибо за внимание!