Термины и технологии

Вчера чат сообществ Digital Learning взорвался на обсуждении проблем единой терминологии и понимания базовых технологий в обучении. Сложности с терминологией были и раньше, но пока в онлайн-обучении работала горстка фантов, живущих на стыке между обучением и IT, это не вызывало серьёзных проблем. После того, как у нас почти все ушли в цифру и онлайн-обучение, мы получили жуткий зоопарк. Самый простой и болезненный для специалистов пример это когда слайдовые интерактивный онлайн-курсы почему-то называют SCORM-курсами и противопоставляют их курсам типа «лонгрид». Это примерно, как назвать любую вещь по форме коробки в которой нам её доставили из магазина.

Сфере образования сегодня очень не хватает понятной и прозрачной единой терминологии и картины мира, которая бы объединила и разделила методики, подходы, форматы, технологии, инструменты, средства доставки, стандарты и спецификации. Думаю, это задачка которая вполне по силам нашему сообществу, но я бы не сказал, что она проста. В прошлом году я уже публиковал предложения по базовой терминологии самого первого уровня. Вот небольшое дополнение и доработка:    

Цифровой контент / контент – любые виды цифровых материалов, которые можно использовать для передачи информации и обучения (видео, анимация, модели, статьи, иллюстрации, аудио).

Онлайн-курс – курсы, предполагающие асинхронное обучение – могу работать почти без поддержки тренера и менеджера. Создаются на базе цифрового контента, интерактивных заданий, инструментов самопроверки и оценки. Есть много вариантов визуальной и структурной сборки онлайн-курсов, например, «интерактивные слайдовые курсы», «лонгриды», «симуляторы».

SCORM/xApi/CMI5 – это сборники спецификаций и стандартов для упаковки онлайн-курсов, загрузки курсов на учебные платформы и обмена данными между курсами и платформами. Эти стандартны не определяют визуальную и структурную сборку онлайн-курсов и контента, а лишь задают универсальные правила «упаковки».

Вебинар – синхронное учебное мероприятие, где ставка делается на трансляцию знаний спикером при относительно невысоком вовлечение участников. Стандартные инструменты вебинара –видео-трансляция спикера, презентация, трансляция рабочего стола, чат, опросы.

Онлайн-тренинг – синхронное учебное мероприятие максимально приближенное по структуре и эффективности к классическим интерактивны очным тренингам (работа в группах, мозговые штурмы, ролевые игры, взаимная оценка). Не является классическим вебинаром, где вовлечение участников минимальное.

Онлайн-программа – комплексные учебные программы, построенные с применением синхронных и асинхронных методов обучения в онлайн: вебинары, онлайн-тренинги, онлайн-курсы, цифровой контент, почтовые рассылки, форумы, чаты.

Смешанная программа – комплексные учебные программы, построенные с применением очных (лекции, тренинги, семинары…) и онлайн форматов, которые могут в свою очередь представлять из себя комбинацию синхронных и асинхронных методов обучения в онлайн: вебинары, онлайн-курсы, онлайн-тренинги, цифровой контент, почтовые рассылки, форумы, чаты. 

Данный список требует дополнения и уточнения, но перспективы создания единой терминологии и классификации позволяет ускорить развития нашей сферы и помогут нам всем.

Павел Безяев и Штаб сообщества Digital Learning