Выбор бесплатной LMS или “Почему не moodle?”

Поделюсь своими мыслями о выборе бесплатной LMS/СДО.

Если бы мне завтра надо было запустить свой проект, связанный с дистанционным обучением, при минимальном стартовом бюджете, то я бы воспользовался одной из бесплатных систем дистанционного обучения – тут вопросов нет. Но если речь идёт о внедрении СДО в серьезном вузе или в компании, то я бы крепко задумался о рисках бесплатных продуктов. Не буду останавливаться подробно на типовых проблемах свободного ПО для дистанционного обучения – понятно, что тут и скрытые расходы на поддержку этого продукта, и риски, связанные с обновлением и развитием продукта, и вопросы безопасности. В своё время я достаточно плотно пощупал несколько бесплатных LMS и первой из них была, конечно, Moodle (исходя из бешеной популярности этого продукта во всём мире). И я понял для себя, что Moodle мне не подходит. Причины:

  • Основная причина лежит в идеологии и архитектуре этого продукта – всё заточено под западный процесс обучения, когда весь процесс крутится вокруг активной автономной единицы – «профессор» или просто преподаватель. Получается, что основную работу в этой системе должен делать преподаватель в рамках настраиваемого им пространства, которое даже сложно назвать курсом. У нас же эффективное обучение возможно только при сильной административной составляющей, когда есть централизованное управление процессом обучения (массовое назначение групп, учебные программы, создание учебных мероприятий, планирование и поддержка активностей, выдача допусков и т. п.). Понятно, что со скрипом и дополнительными модулями можно некий порядок навести и в этой системе, но зачем «идти против шерсти», если есть готовые решения?
  • Я всё больше убеждаюсь, что по-настоящему эффективными могут быть только простые решения, а Moodle простым никак не назвать – ни для тех, кто его администрирует, ни для преподавателей, ни для слушателей. Помню, как мы внедряли древнюю версию WebCT – разобрались за три дня в функционале без всякой документации, быстро придумали простой процесс, запустили его, и тысячи студентов без всяких вопросов учились и радовались.
  • В дополнение к предыдущему пункту добавлю, что сложный в управлении продукт может быть хотя бы дружелюбным к конечному пользователю, но это не про moodle. Студент, привыкшей к facebook, попадает словно в антикварную комнату ужасов при обучении в этой LMS.
  • Красота… Я не видел ни одного визуально-красивого решения, реализованного на moodle, хотя понимаю, что там открытый код и всё такое. Похоже сама концепция этого продукта противоречит понятию красоты и простоты.

 

Что я могу посоветовать? Всё зависит от потребностей и специфики клиента, а решение этого вопроса и есть работа консультанта по e-learning. Но если брать некий типовой случай, то можно обратить внимание на такие продукты, как  Dokeos и eFront. Эти продукты лишены многих недостатков moodle и очень просты и приятны в освоении и использовании.

 

Успехов!

 

Павел Безяев.

  • “….Понятно, что со скрипом и дополнительными модулями можно некий порядок
    навести и в этой системе, но зачем «идти против шерсти», если есть
    готовые решения?…”
    Если не секрет – какие именно готовые решения?

    • Тут я имел ввиду LMS с другой архитектурой, как коммерческие (выбор зависит от типа организации), так и бесплатные (в текст есть)

  • Юрий Белоножкин

    Павел,
    хорошо бы такие абстрактные рассуждения закрепить фактами. Есть хотя бы один курс, который можете продемонстрировать в качестве антипримера по отношению к Moodle?

    • Юрий, мне не очень понятно, как можно сравнивать курсы и LMS? Если курс в формате SCORM, то его можно загрузить почти в любую LMS, а если интерфейс системы не дружелюбный, то не каждый обучающийся доберется до контента. Примеры LMS есть в другом блоге.

      • Юрий Белоножкин

        Павел,
        мне очень не удобно говорить азбучные истины, но целью и одновременно результатом работы в ЛЮБОЙ LMS является работа разработчика, преподавателя и непосредственное обучение обучаемого именно в курсе. В курсе размещается учебный контент разного формата, виды и формы учебной деятельности, средства информирования, консультирования, анализа результатов, геймификации, коллаборации… Наверно, Вы просто об этом забыли.

  • alvin

    Вы активно продвигаете идеологию ИДО (а если точнее, В.М. Пановой): преподаватель в системе ДО сам ничего сделать не может, все надо делать за него, включая занесение записей в форум и чат))). Но, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, даже в ИДО Moodle (с некоторыми модификациями, благо исходники открыты) успешно использовался и используется до сих пор. Мое же убежденное мнение, что курсы целиком и полностью должны создавать преподаватели, только тогда эти курсы будут “живыми” и актуальными, да и огромный методотдел, как в ИДО, содержать не потребуется… И при таком подходе Moodle – идеальный инструмент как для вузовской, так и для корпоративной электронной обучающей системы.

    • webct

      Я совсем не против moodle и не говорю, что в ИДО был самый лучший вариант организации ДО. В WebCT тоже были все возможности для того что бы переподаватель реально вел весь процесс обучения, но тогда не было еще таких преподавателей и была разработана система кторая отлично работала именно с учеитом этих проблем. Чем больше у нас будет активных и продвинутых преподавателей тем ближе всем будет именно moodle с его архитектурой, но пока мы еще далеки от этого – надо еще лет 5-7… А может уже и меньше 🙂

      • alvin

        Систему дистанционного обучения надо начинать выстраивать как раз с подготовки и мотивации преподавателей. За 72 часа ЛЮБОГО преподавателя, владеющего компьютером на уровне пользователя, можно научить создавать курсы и полностью вести процесс обучения в той же Moodle. Но человек склонен идти по пути наименьшего сопротивления: зачем что-то делать, если есть люди, которые сделают это за тебя? И через 5-7 лет ничего не изменится. Согласен, что некоторые элементы курсов (например, интерактивные Flash-тренажеры) большинство преподавателей сами сделать не смогут, тут потребуется помощь программистов и дизайнеров, но реально (а не просто для красоты) такие элементы требуются не так уж и часто.

        • Nikita Shestakov

          Я думаю, что речь не только о создании курса преподавателем, но о внедрении СДО на уровне университета.

      • alvin

        Технические и информационные курсы конечно более сложные, но, скажем, если преподаватель информационных технологий не может сделать интерактивный тренажер в Captivate, встает вопрос, а нужен ли такой преподаватель7

  • Виталий Виталий

    Добрый день.
    Я обращаюсь к Павлу Безяеву.

    Во многом я с вами соглашусь.
    Я представляю одну из главных сторон инвестора, который вкладывает деньги и время на внедрение системы ДО в отрасли достаточно сложной и специфичной.
    Что касается продуктов с открытым кодом. Всем известно как не крути, а дорабатывать продукт все равно нужно практически любой, ни одна софтовая компания не будет за свой счет затачивать LMS под конкретную отрасль ( за исключением массовых) при этом не понятно как возвращать деньги, не забываем в какой стране живем.

    Когда вкладываешь свои деньги, это не купленная машина не купленная квартира, или какое то имущество. А система (LMS) заточка которой может дойти и 1 млн, но стоимость ее 0 рублей. Я не смогу ее продать, заложить и т.д. Кроме как мне она больше ни кому не нужна!

    Вероятность того, что LMS с открытым кодом проживет дольше на много выше, нежели коммерческие продукты. Компании которые сейчас разработали собственные продукты LMS и распространяються под лицензией это частные компании. Кто даст мне гарантии, что после покупки эта компания просуществует хотя бы 10 лет, что они не разоряться, или просто новый собственник захочет вообще закрыть направление LMS и не будет поддерживать ее. Даже если они подпишут со мной договор в котором обязуються возвратить вложенные мною средства в случае наступления одного из рисков хотя бы в течение 10 лет. Почему я должен нести эти риски. Коды исходные они ни при каких обстоятельствах не отдадут. Кинут могут запросто это же Россия. Соответственно программистов которые могут “подкрутить или подпилить” систему при необходимости найти будет сложно даже самоучек так в код мало распространеной системы найти сложно. А LMS с открытым кодом проще найти программистов которые разбираются в коде системы ДО.
    Когда платишь свои деньги или отвечаешь перед инвестором чуть ли не своим имуществом, рассуждаешь по другому ни как обычный руководитель проекта. Так что один этот плюс заставит крепко задуматься.
    Просто тупо внедрить систему это время уходит. Так как тем клиентам кому нужно внедрять рано или поздно закончиться. Учебным центрам например интересно партнерские взаимоотношение которые подразумевают не только внедрение, но продажи т.к. людей просто не хватает, а те кто есть за копейки работать не хотят.

    В процессе выбора системы так же может быть коррупционный сговор. Не удивлюсь, что окажется, что например РЖД, Росстелеком, Газпром, топам просто откатили, что бы они выбрали ту платформу LMS (нужную) или там какой нибудь свой человек в акционерах софтовой компании которой принадлежат права на эту LMS, а функционал и тех. вопросы на втором месте.

    В любой отрасли так вопросы решаются.

  • Nikita Shestakov

    Согласен. Мне тоже не нравится Moodle. Если говорить о том, что курс должен строиться не вокруг преподавателя, а вокруг предмета, то можно взять на вооружение Piazza или отечественный Studyboard.

  • Павел, что можете посоветовать из LMS для создания дистанционных обучающих курсов? Привык работать на WordPress, вижу что есть много интересных решений. Но наткнулся на ваш блог и решил спросить ваше мнение.