Несколько лет назад в НИУ ВШЭ я впервые читала лекцию по педдизайну преподавателям региональных вузов. Я помню, что очень удивилась тогда их реакции на тезис, о том, как важно анализировать потребности студентов перед созданием программы, в идеале — посредством интервью. Тратить время на интервью с учениками? Изучать потребности студентов? Да кому оно надо, особенно, если дисциплина обязательная? Придут и будут учиться, как миленькие, а если и нет — незачёт вполне себе действенный инструмент мотивации.
Но если мы говорим о продуктовом подходе в образовании, значит мы уже договорились, что обучение — это продукт. Продукт потребления, если уж на то пошло. И потребляет его вполне конкретная аудитория.
Причём важно помнить, что продукт в нашем случае — это не просто товар или услуга. Продукт — это в первую очередь ценностное предложение, которое должно удовлетворить потребность той самой аудитории.
Простыми словами — изменить жизнь слушателей к лучшему.
Следовательно, прежде чем создать обучение, важно понять, какую ценность оно несёт, и для кого.
Обычно взрослые люди не учатся «просто так», если не брать в расчёт «вечных студентов», для которых обучение — это такое же хобби, как для меня — сноуборд. Взрослые люди учатся, когда у них есть потребность.
А потребность у них появляется, если есть какая-то проблема, которую они не могут решить, и она отравляет им жизнь. Проблема может быть любой — не могу сказать «нет», не могу построить маркетинговую воронку, не могу приготовить борщ, не могу масштабировать бизнес — проблем в жизни взрослого человека предостаточно.
Но вот у нас есть человек и его проблема. А еще у нас есть гипотеза, что при помощи обучения мы эту проблему сможем решить.
Вопросы, которые мы себе задаём на этом этапе звучат примерно так:
🟡 Как сейчас человек решает эту проблему? Получается ли у него?
🟡 Чем наше предложение (читай — продукт) лучше?
🟡 Что изменится в жизни человека после обучения? Какая трансформация с ним произойдёт?
Анализ целевой аудитории должен помочь понять:
🟣 Кто наш клиент?
Где он живет, чем дышит, в каких соцсетях проводит время, сколько зарабатывает, о чем мечтает, чего боится, к чему стремится? Какова его главная потребность?
🟣 Как он принимает решения о покупке?
Почему он доверяет одним каналам, но не доверяет другим? Чье мнение для него авторитетно? Что может вызвать сомнения?
Проделанная работа должна дать ответ на три ключевых вопроса:
1️⃣ Какую потребность потенциального слушателя закрывает обучение?
2️⃣ Почему слушатель в конечном итоге будет учиться у нас, а не у нашего конкурента?
3️⃣ Как преподнести слушателю продукт, чтобы наглядно продемонстрировать ценность и вызвать желание учиться?
Ответы на эти вопросы позволяют, во-первых, разработать обучение, которое будет иметь ценность для слушателя и действительно сделает его жизнь лучше, а во-вторых — сформировать оффер и маркетинговую стратегию, которая этих слушателей на обучение приведёт.
Варвара Егорова и Команда сообщества Digital Learning