Очень часто в разговорах переподготовка выглядит как кнопка «обновить программное обеспечение». Как будто можно прийти к человеку и сказать: «Твоя профессия устарела», а потом нажать кнопку «Обновить». Нет, так, к сожалению, не работает. Переподготовка – это очень большое изменение. Это переход от «я мастер в своем деле» к «я новичок». Это провал в самоощущениях и эмоциях.
Первое, что обычно человек понимает про переподготовку: «Это не для меня. Обучение – это для молодых, я слишком стар для нового, я слишком стар, чтобы быть новичком».
Дальше идут аргументы:
- «Я не хочу, чтобы меня оценивали»
- «Я боюсь, что все скажут, что у меня ничего не получилось»
- «У меня нет времени на обучение»
С этим набором люди входят в переподготовку. Это все давит, это некомфортно, это мешает возможности воспринимать открыто и разбираться в чем-то новом.
Что с этим делать?
- Очень важной частью работы по переподготовке, переобучению является работа со страхами. Страхи в обучении есть, их нужно понимать и помогать людям с ними справляться.
- Установка развития – базовая установка для эффективной переподготовки, она хорошо описана в книге Кэрол Дуэк «Гибкое сознание». Эта установка предполагает уверенность в способности учиться, делать что-то все лучше и лучше, совершенствоваться. При этом неудачи и сложные задачи воспринимаются как часть пути и мотивируют.
- Формировать сознания новичка. Термин «сознание новичка» пришел из буддизма, это некое внутреннее состояние, внутренняя готовность быть новичком в чем-то, видеть что-то новое, развиваться, изучать.
- Развенчивать мифы. Если мы начинаем говорить о том, что обучению, как и любви, все возрасты покорны, мы развенчиваем миф о том, что чем старше человек, тем хуже он учится. Нужно больше говорить о том, как на самом деле классно узнавать что-то новое, что люди вовсе не ограничены только тем, что уже знают, что можно научиться большему и идти дальше.
- Нужна максимальная прозрачность. Людей пугает неопределённость. Поэтому нужно обо всем рассказывать: что сейчас происходит, что произойдет дальше, когда переподготовка закончится, какие могут быть развилки, куда пойти со своими вопросами. За счет прозрачности мы снимаем базовый стресс.
Обучение – это изменение поведения, установок, ежедневных и рутинных действий. Это изменение себя.
Живое обучение (https://t.me/prolearning) и Консорциум развития сообщества Digital Learning