В своем блоге я уже не раз поднимал тему так называемых массовых открытых онлайн-курсов (сокр.: МООК; англ. Massive open online courses, MOOC). Например, здесь «Как MOOC извращает понятие e-learning!» или здесь «Муки из-за MOOC и немного о BigData HR». Из названий уже видно мое не самое лучше отношение к этой тенденции e-learning, да что там скрывать — с 2013 года я реально противопоставлял МООК полноценным интерактивным электронным курсам. Для меня МООК были чем-то, что дискредитировала идею e-learning, но при этом они не могли меня не интересовать, так как явление действительно приобретало все более массовый характер. Надо признать, что сейчас уже выросло поколение пользователей и разработчиков для которых МООК это и есть e-learning и которые даже не слышали про «наш» SCORM, а если и слышали, то относятся к нему как… как к чему-то древнему как «г… динозавров». В последние годы на рынке появляются сотни или даже тысячи «LMS», которые и не думают поддерживать SCROM (привет моей любимой WebCT 3, с которой и начинался мой путь в e-learning!) и которые заточены идеологию МООК. А на рынке разработки контента появилась целая армия провайдеров, которая опять же делает курсы в формате… и не знает ничего про… Ну вы поняли.
К сути! На днях мне настоятельно посоветовали еще раз взглянуть на МООК и я сделал это максимально непредвзято. И скажу честно – МООК меня удивили! За последние год-два все сильно изменилось.
Возьмем для примера вот эту подборку – «10 лучших практик онлайн-курсов»:
- Можно выделить два типа МООК:
- Курсы, которые можно изучать самостоятельно – максимально близкий аналог привычных нам (в корпоративном секторе) электронных интерактивных курсов в SCORM.
- Курсы с расписанием и обязательной поддержкой — аналог очного обучения, но с дистанционной коммуникацией участников.
- В курсах первого типа ставка делается на:
- Качественный видеоконтент (короткие лекции с инфорграфикой, примерами, интерактивными вставками, качественным сценарием).
- Обязательную работу с мотивацией (промо-ролик, яркие примеры, атмосфера)
- Интерактивные субтитры всех видеолекций, самарии лекций.
- Понятную структура курса с прогрессом изучения.
- В курсах с обязательной поддержкой и расписанием:
- Ставка на создания взаимодействия в курсе и создание сообщества (вопросы и задания на форуме, «социальная стена» для знакомства участников, групповые задания, конкурсы).
- Творческие задачи (с возможностью взаимной оценки).
- Виртуальные лабораторные работы.
- Виртуальные коллекция (участник делятся своими примерами – «создаем коллекцию минералов»).
- Вебинары для поддержки курса.
Выводы:
- Производство видеконтента для хороших MOOK уже сравнимо с разработкой лучших интерактивных курсов и съемкой фильмов:
- Качественный сценарий
- Визуализация примеров и процессов
- Подготовленные ведущие
- Работа с мотивацией
- Интерактивные вставки (вопросы)
- Подобранные декарации
- Разбивка контента на короткие модули (до 10-15 минут)
- Сегодня MOOK это уже не просто видеозапись лекций с тестами после них, а полноценные дистанционные курсы с очень качественным видеоконтентом в основе.
- Большинство MOOK рассчитаны на обучение по заданному расписанию с обязательной поддержкой. В таких курсах ставка делается на взаимодействие участников (сообщества) и возможность общения с преподавателем (вопросы на форуме, вебинары).
Какие это дает возможности для корпоративного обучения:
- Дистанционные курсы, построенные по методологии современных качественных MOOK могут быть успешно использованы в корпоративном обучении. Можно добиться существенного процента успешного прохождения курсов (явно выше классических для MOOK 4-9%).
- Потенциально разработка курсов в формате MOOK может быть быстрее, чем разработка типовых интерактивных курсов (не нужно так детально прорабатывать сценарий).
- На рынке можно найти готовые качественные MOOK под требуемые тематики и использовать в обучении.
- Можно привлекать к разработке корпоративных электронных курсов команды разработчиков специализирующихся именно на МООК.
- На базе модели MOOK с поддержкой строить учебные программы внутренних тренеров (дать тренерам подходящую платформу и методологию).
Для себя я принял решения плотно поработать в этом году с этим форматом и часть заказов от бизнеса реализовать «по мотивам МООК». Вижу ли я в этом риски? Конечно! Будут ли сложности? Будут! Ну, например, нам придется снова убедить бизнес, что дистанционное обучение требует на поддержку ресурсов сравнимых с поддержкой очного обучения (я именно про ресурсы на тех кто учит) и что чуда с электронными курсами, которые «сами все делают» будет становиться все меньше. Но мир уже изменился и надо брать лучше и делать! А взять это этой истории точно уже много!
Меняйте этот мир к лучшему!
Ваш,
Павел Безяев