В феврале активно изучал рынок мобильных приложений для обучения. Выяснил для себя несколько интересных моментов:
- На этом рынке сейчас происходит просто настоящий взрыв – мне показывали пакеты заказов – у небольших компаний за прошлый год сотни проектов и в этом году уже десятки. Доходит до смешного – у некоторых даже нет демонстрационного доступа к приложению, так как они его просто не успевают настроить – команда на 150% загружена текущими заказами, а при таком спросе и потребности в демо особой нет.
- Прослеживается некий хаос в том, как крупные компании используют мобильные приложения для обучения. Из того что успел понять не прослеживается какой-то системы. Мобильные приложения пока никак не вписываются в единую архитектуру обучения компаний. Чаще всего это решения под локальные задачи – чтобы сделать их ярче, где-то это некие параллельные активности в рамках концепций «дижитализации» и «мобилизации» с перспективой на интеграции LMS. Но чаще всего никакой интеграции нет. Есть LMS, а есть еще несколько приложений для внешних электронных библиотек, приложения под поддержку очных образовательных мероприятий и некоторые эксперименты (расскажу ниже).
- На отечественно рынке особо активно развиваются так называемые event-приложения – для сопровождения и поддержки мероприятий (конференции, семинары, тренинги). Почему я их тут рассматриваю? Потому что на базе этих приложений появляются отличные решения для обучения, при том это у них получается даже лучше чем у приложений созданный по LMS. Есть мысли почему так происходит, но это тема для отдельной публикации.
- «Монстра», который бы в телефоне решал все задачи, что могут сейчас решать современные корпоративные LMS я не встретил. И я пока понимаю, что еще большой вопрос, что такое приложение жизнеспособно. Посмотрите на Goole или Яндекс – у них под разные задачи есть отдельные приложения. Я себе слабо представляю, чтобы в одном приложении удачно уживались и навигатор, и такси, и объявления о продаже, и заказ билетов, и музыка, и погода… Представить, конечно, можно, но зачем? С другой стороны, есть конечно приложения типа Facebook, где есть почти весь функционал основного сайте, НО обратите внимание – в основе там «один поток» — лента. У приложения должен быть «ключевой поток» иначе оно уже не очень эффективно. А теперь представим, приложения, где у нас и электронные курсы, и оценка, и сообщества, и работа с компетенциями, и коммуникации, и все что еще сейчас входит в задачи корпоративных Учебных порталов. Неудобно.
- Надо признать, что про большинство SCORM-контента придется забыть – чуда не будет и эти курсы, сделанные без учета работы на мобильных приложения, на смартфонах «не полетят». В мобильных приложениях живет и будет жить видео с короткими тестами, ну и небольшие тексты – не «слайдовые курсы», а именно тексты.
Для себя я на данный момент выделил следующие категории и типы приложений:
- Приложения для LMS:
- Docebo (LMS с приложением) – на сегодня это одна из самых развитых LMS в мире, в которую за последние годы были сделаны огромные инвестиции. Приложение тоже выглядит очень достойно, но функционал ограничен.
- TeachBase (MOOC-LMS c приложением) – интересный start-up из тех тысяч LMS, созданных на базе волны популярности МООК\MOOC. Судя по всему SCORM даже и не планируется поддерживать, но очень интересно реализована возможность самостоятельно разработки курсов и есть мобильное приложение, подходящие под обучение в заданном формате (виде + тесты + форум).
- iWebtutor (прохождение электронных курсов без подключения к сети) – это приложение к самой известной и востребованной в корпоративном секторе LMS. Вещь долгожданная, но, к сожалению, «пощупать» самому пока не удалось. Да и судя по описанию это очень ограниченное решение, а не полноценное мобильное приложение для LMS.
- Решения для обучения на базе event-приложений:
- КАМПУС.ШКОЛА (поддержка мероприятий, push, микрообучение, предтренинг и посттренин) (http://eventplatform.ru/) – пока это приложение понравилось мне больше всех. На само деле это даже не приложение, а скорее конструктор приложений, который настраивается под заказ. История не дешевая, но пользуется огромным спросом и работает. Из event-приложения получилось отличное решение для полноценного обучения через мобильный телефон. И концепция этой истории очень близка к тому что можно назвать уже не просто eLearning, а Modern Learning – когда границ между очным, дистанционным и электронным обучением уже нет. Одно переходит в другое и все поддерживается мобильным приложением. Это приложение можно отнести и категории 4 — разработка решений под заказ.
- Посттренинговое сопровождение:
- Mindmarker – решение сделанное именно под посттренинговое сопровождение. Разработчики утверждают, что на практике наработали уникальную методологи, которая позволяет так спланировать мобильные-активности после обучения, чтобы максимально повысить эффект от обучения. Идея примерная такая – через два дня после обучения, приходит какой-то текст с напоминанием, потом опрос, через две недели какое-то видео и творческое задания, потом еще и так примерно четыре недели. Но стоит это все дорого и решение узконаправленное, а хочется охватить весь цикл обучения.
- Разработка решений под заказ:
- ТЕМА (push, микрообучение) (http://thetheme.ru/) – интересный пример приложения разработанного «Облако Education» под проект ТЕМА. Возможен вариант размещения курсов компании для своих сотрудников (условия уточняю). Мне понаравилась реализация под определенные задачи – например, у нас есть курс, состоящий из набора коротких видео роликов – интервью с очень хорошими экспертами. Приложение настраивается так, что раз в день (или раз в три дня) человек получает push-уведомление с приглашением к просмотру очередного ролика. Так можно добиться максимального процента просмотра роликов сотрудниками.
- «Гид по развитию компетенций» — еще один интересный проект того же разработчика, но сделанный для Билайна. Сотрудники могут использовать приложение в разных режимах – как библиотеку рекомендованных электронных книг и фильмов, или как аналог конструктора Индивидуального плана развития (ИПР). Сотрудник указывает желаемую роль, получает рекомендации и строит для себя ИПР. Идя замечательная – «ИПР в кармане»! Описываю со слов разработчиков и заказчиков, так как пока самому не было возможности посмотреть.
- «Университет в кармане» — это приложение мне сложно отнести к какой-то категории. Решение изначально разработано именно, как мобильное приложение под обучение. Подрядчик говорит о сотнях установок, но в версии под iOS я даже не смог запустить тесты и пока жду подтверждения, что можно продолжить изучение.
- Мобильные сайты или «псевдоприложения» — web-решения под мобильные устройства:
- eQueo – решение активно используется в рознице и позиционируется, как приложение для обучение. Но в реальности это web-решение, которое представляет из себя подборку каналов с видео.
- «Знания в кармане» (http://m.e-lc.ru) – пример мобильного сайта для WebTutor. Контент курсов специально адаптирован, а верстка максимально упрощена и переработана под мобильный формат.
- Мессенджеры, как простое решение для мобильного обучения — не удивляетесь, но на обычных мессенджерах (WhatsUp, Telegram, Viber), можно сделать удивительные вещи в плане мобильного обучения. Тут конечно надо «набить руку» и речь про обязательное сопровождение процесса модератором, но на помощь спешат чат-боты и возможности этого решения не исчерпаны. Пример, я описывал здесь.
Вот такой вот обзор получился. Буду продолжать изучать данную тему.
Мобильности вам!
Павел Безяев.
Павел, спасибо за обзор, когда начинал читать, не знал что дадите ссылку на нас (Teachbase), так что был очень обрадован.
— кстати скорм потихоньку прикручиваем, сдались под натиском клиентов.
В качестве элементов курса можно вставлять кстати очень много всего, далеко не только видео. Хотя это конечно преобладающий формат.
Спасибо еще раз за ваш обзор, если будет желание — буду рад пообщаться и рассказать про нас подробнее
SCORM — это лучше, чем ничего, но, может быть, пора сразу на современный стандарт переходить?
Ведь SCORM, и даже сменивший его TinCan, устарели, и современный стандарт — LTI.
Не слышал про такой стандарт. А кто его поддерживает? Есть примеры?
Павел, почитайте на Фейсбуке материалы группы ЭИОС.
Какой смысл сейчас в каких либо стандартах, если из любого материала можно сделать интерактивный? Прошло это время. Продвинутые системы работают с любыми форматами и из всего делают все. Кроме СКОРМ. Его не поддерживает уже никто, даже Microsoft, оставил в одном из браузеров. Любой мобильный плеер СКОРМ — web эмулятор и требует интернет.
Kostomarov Dmitry
Несовершенные платформы против стандартизации.
Если бы каждая LMS имела модуль загрузки-выгрузки по единому стандарту, то юзер мог бы выгрузить свой контент и перейти с ним на более совершенную платформу.
Именно поэтому большинство разработчиков LMS из числа аутсайдеров являются сторонниками «цифрового рабства», что боятся потери клиентов.
Продукт свой надо развивать, думать о благе потребителя, а не только о своих доходах, и не держать пользователя на цепи, и народ к вам потянется.
Логично. Хотя и странно. Ведь расширение форматов привлекает пользователей, работающих с разными типами контента. И в условиях, когда из обычного PowerPoint встроенными инструментами можно сделать продвинутый интерактив, когда стоимость и скорость производства контента упала на порядки, создавать продукты, дающие удобные методы использования — самое то.
В том и дело.
А теперь представьте пользователя среднестатистической LMS, который чертыхается от её недостатков, но перейти на другую, более совершенную платформу, не в состоянии, потому что разработчик этой дрянной платформы сознательно не включил в состав системы модуль загрузки/выгрузки.
И теперь юзер оказался намертво привязан к этой платформе, т.к. ручками переносить контент замучаешься.
Владимир, ваше решения я изучил достаточно детально (насколько можно было с учетом постоянной нехватки времени). Нареканий к LMS и платформе нет и хоть я и не сразу смог въехать как публиковать курс, но понимаю, что в сравнению с другими МООК-платформами это хороший вариант. Кстати, вы push-уведомления не планируете в приложение добавить?
Обязательно планируем. Сейчас делаем под это инфраструктуру в системе, чтобы можно было регистрировать любое событие в системе (в том числе наборные — например человек заходит три дня подряд в систему). Это интересно для возможности гибкой настройки уведомлений. Я думаю что ближе к лету обновим. Но вообще фокус на API и интеграции.
Павел, присоединяюсь к благодарности о включении нашего решения в обзор. Не совсем понятно, почему E.Queo вообще попало в него, так как задача платформы (кстати полностью мобильной и написанной внутри мобильных операционных систем) не обучение, а брифинг персонала и внутрикорпоративные коммуникации с проверкой понимания увиденного и услышанного. Это совершенно иной класс систем, т.н. post-e-mail solutions. Тренинговые же функции реализованы, интегрированы с любой LMS, но целью имеют поддержание квалификации во вне рабочее время и погружение в бизнес и компанию, то, до чего корпоративные LMS вообще не дотягиваются. Так как E.Queo сама развивает, поддерживает платформу и производит тысячи часов контента для FMCG клиентов, преимущественно, то ее позиционирование, как LMS, а тем более web канал с видео лишь свидетельствует о том, что Вы ее не видели в действии. Если будет желание, мы познакомим с продуктом детально.
Павел, спасибо за интересный обзор. Сюда еще можно добавить ServiceGuru. Один из самых классических сервисов (хоть и молодой) для обучения линейного персонала внутри сетевых компаний (рестораны, ритейл, фитнес, кинотеатры).
Павел, спасибо за профессиональный обзор!
Павел, добрый день! Планирую сделать учебное мобильное приложение для выработки у пользователя практического навыка ускоренного запоминания дат. Приложение выйдет в августе — сентябре 2018 года на русском и на английском языках. Сначала на Android, затем на IOS.
Павел, спасибо за обзор. Рад, что Вы упомянули Эквио, но все же нужно внести серьёзные корректировки. Эквио никогда не было web решением с каналами для видео, а сразу нативной мобильной платформой. Сейчас она позволяет off-line работать с любым обучающим контентом, почти в любом виде, поддерживает SCORM, позволяет связывать показатели обучения и показатели бизнес результатов в одном мобильном интерфейсе. Встроеные инструменты управления позволяют руководителю поощрять и наказывать, прямо из его мобильного приложения. Связь с off-line обучением решило вопрос единого пространства. А рейтинги, встроенный магазин поощрений решили вопросы мотивации и геймификации. Так, что в одном интерфейсе все возможно. Мы готовы провести тест и продемонстрировать все, хотя тот факт, что мы широко развёрнуты в двух лидерах телеком рынка, крупнейших компаниях — производителях пищевых продуктов, лидерах промышленных производств в своих сегментах, говорит само за себя. Обучение это и Обучение синих воротничков. И альтернативы мобильности здесь нет.