Возможно ваша команда недавно разработала уже второй успешный курс для вашей(его) компании/вуза/учебного цента. А может быть у вас за плечами уже пара десятков таких курсов. Молодцы! Догадываюсь о чем вы размышляете за кружной пива или во время обеда с коллегами – «надо выходить на внешний рынок, создавать свою компанию и зарабатывать на разработке курсов – мы можем делать это лучше, много и значительно дешевле». Угадал? Удивлены? Секрета тут нет, я и сам проходил через это (хотя меня быстро увело в другую сторону, но про это будет отдельно), а сколько таких «доморощенных» команд выходило на меня с предложениями о сотрудничестве – сосчитать сложно. Не буду говорить, что ваша команда не уникальна и не может заниматься этим бизнесом. Просто хочу предупредить, что всё не так безоблачно и красочно, как вам может казаться. Могу привести несколько моментов (без подготовки), которые вам надо учитывать:
1) Разрабатывая внутренние курсы вы, чаще всего, имеете дело с одним заказчиком, а значит можете смело применять типовые подходы и решения. Но внешние заказчики слышали об e-learning разные мифы и их потребности и «хотелки» могут вас сильно выбить из «накатанной колеи».
2) Если вы успешно разрабатывает курсы для внутренних потребностей, то у вас должна быть хорошо отлажена система получения материалов от экспертов. Есть требования, мотивация, рычаги воздействия и внутренние ресурсы. С внешним заказчиком вы можете столкнуться с тем, что собрать материал будет сложнее, чем сделать сам курс, а платить дополнительные деньги вам за это никто не будет.
3) На этом рынке полный хаос в плане ценообразования – нет единых стандартов и подходов к оценке трудоёмкости и качества. Многие заказчики даже не представляют как сложно, и как дорого, сделать хороший курс, а их неведение подпитывается отчасти именно такими начинающим командами, как ваша, которые с радостью скидывают цену до заведомо убыточной. Я знаю команды, которые готовы делать электронные курсы (приемлемого качества) за 50 тысяч рублей, тогда как другие команды (опытные) свои типовые курсы (тиражируемые) продают от 60 тысяч рублей за корпоративную лицензию. В общем, тут вилка – заказчик знает, что за 50 т. р. на рынке найдутся команды, готовые разработать им курс, а опытные разработчики знают, что нормальный курс стоит в десять и более раз дороже. Да, некоторые команды действительно могут позволить себе демпинг, т. к. разработка курсов на заказ это для них всего лишь подработка, а деньги они получают из бюджета вуза, но среди таких команд редко найдешь такие, которые смогут удовлетворить запросы корпоративного клиента.
4) Будьте готовы к «танцам с бубном» на этапе финальной сдачи курса – даже самые лояльные и нетребовательные заказчики в этот период преображаются. Вам понадобится много мастерства, что бы убедить, что согласованные ранее шаблон или персонаж заменить на этом этапе это не «5 минут работы» и что вы используете именно самые эффективные методики, а методики которые они услышали вчера на вебинаре им совсем не подходят и т. п. У вас есть вариант усложнить разработку курса – фиксируя бумажными актами каждый этап разработки (согласование сценария, шаблона, персонажей, иллюстраций и т. п.), но удовольствия от этого будет мало, а можно развивать в себе навыки продавца и дипломата 🙂
У меня не было цели отговорить кого-то от разработки курсов на заказ, но была цель помочь, обратив внимание лишь на самые поверхностные «подводные камни».
Удачи при разработке курсов!
Павел Безяев.
Павел, забыли еще сказать, что лучшая мегакоманда для разработки извне – один-единственный человек )
Кира, спасибо за дполнение! Сейчас всё чаще так и бывает, но в целом я сторонник именно командной работы – должна быть специализации – пусть и с пеересечением компетенций 🙂