На самом деле мысли эти применимы не только к e-learning, но и к любой сфере деятельности нашей многострадальной родины. Но изнутри я видел больше всего именно то, что связанно с дистанционным обучением, поэтому и примеры нахожу именно такие.
Чем больше прочитано книг по японскому менеджменту, чем глубже я анализирую примеры удачных и неудачных проектов, которые мне довелось наблюдать, тем больше убеждаюсь, что любые проблемы с качеством это в первую очередь проблемы с менеджментом! У нас любят находить миллионы причин о том, почему мы отстаём там, почему не можем догнать тут. Нормой считается, что в e-learning мы отстаём от запада лет так на 5 (кто-то и больше цифры называет), а машины наши вообще остались где-то в начале прошлого века. Но, как хорошо сказала одна моя знакомая – «наши рабочие ничем не хуже европейских или японских, просто у нас нет хороших менеджеров». Наши программисты ничем не хуже других и об этом прекрасно знает весь Мир, а почему же тогда часто отечественные разработки в сфере e-learning такие, что ими пользоваться можно только от безысходности? Наблюдал я разные картинки на эту тему — и как внесение изменений в очередную версию LMS согласуется 3–4 года и успевает устареть до разработки. И как поток создания «менеджеров» далёких как от потребностей клиентов, так и от понимания процессов управления пытаются впихнуть в разваливающееся на глазах «семиногое чудище», а потом удивляются что же проблем так много…
А ведь настоящих менеджеров (в хорошем смысле этого слова!!!) у нас нигде не готовят – ни в вузах (кто там об этом хоть что-то знает в нашей стране?!) ни на производстве – примера хорошего почти нет. Вот и получается – хотите внедрить в компании e-learning – не тратьте время на анализ LMS инструментов разработки и прочие тонкости, а ищите хорошего менеджера с соответствующим профилем! А если эту задачу поручили вам, то развивайте в первую очередь управленческие навыки, а уж потом копайтесь в технических тонкостях. Согласен, что если подрядчик (поставщик LMS, например) окажется той самой компанией «без головы», то даже самые чудесные менеджерские навыки вам не помогут реализовать полноценное внедрение, и тут важно или уметь выбирать (а врут у нас много и легко!) или уметь вовремя распознать такую контору (удивляюсь, как иногда много на это требуется времени, когда все легко считывается) и разрывать отношения – дешевле выйдет. Примеров подобного толка я наблюдал великое множество и могу долго делиться опытом, но пока надо завершать мысль…
Мечта руководителя Центра Бизнес Компетенций в Юлмарт Екатерины Выговской — создать эффективную систему подготовки высококлассных менеджеров и через это сделать нашу страну лучше (а значит и Мир). Мне такая мечта нравится, а главное я согласен, что тут кроется причина большинства наших проблем. Поэтому, если я смогу сделать вклад в осуществление этой миссии, то уже буду чувствовать себя частью чего-то значимого и полезного для нашего Мира!
Становитесь лучше!
Честность — лучшая политика! И это не намёк 🙂
Павел Безяев.