Айсберг e-Learning

Оказывается, не одного меня беспокоят мысли об избытке «теории ради теории» и недостатке «практической теории» в сфере e-Learning. Вот и Марина Литвинова  отмечает: «Так много стало теории в e-learning, уже нет такого недостатка инф-ции, как ранее, даже на русском. И на этом фоне все меньше заметна практика в реальных примерах, в действии…  А реально новое и интересное скрывается в практике e-learning, в своей и в той, которой делятся реже, чем теорией…». Буквально на днях я уже затрагивал подобную тему в предисловии к книге, которую надо обязательно написать (E-LEARNING ПО-РУССКИ): «…особенности добавляет существование двух миров в самом e-learning: мир теоретиков и мир практиков. Эти два мира пересекаются только в умах теоретиков, но на практике почти все красивые теории успешно затухают и балом правят трудяги-практики с их интуитивными и простыми решениями. Удивительно наблюдать, что почти все теоретики считают себя практиками, а практики на полном серьёзе ведут дискуссии с теоретиками и даже выкраивают время на чтение их трудов».

Сегодня мне на ум пришла немного другая аналогия. Возможно, дело не в сознательном утаивании информации практиками, и не в специфичности каждого внедрения, и даже не в информационном шуме от теоретиков, а в том самом любимом японцами «неформализованном знании»! Вот я, например, хочу написать гораздо больше полезной информации о практическом внедрении дистанционного обучения, но когда начинаю писать ловлю себя на мысли, что в реальности знаю и делаю значительно больше, чем могу рассказать печатными словами. Не формализуется это знание так просто. Может быть, отчасти, именно потому, что в e-learning мы достаточно много работаем с образами и привыкли передавать знания через выстраивание системы (инструменты курса + инструменты LMS + процесс), и передать всё это текстом уже просто невозможно. Получается, что практики в сфере e-learning при всём желании могут передать лишь крохотную вершину своего «айсберга знаний», если конечно не начнут целенаправленно делать полномасштабные интерактивные курсы на тему того что такое e-learning и как его лучше внедрять и развивать. У теоретиков такой проблемы не возникает – они как писали свои теории, так и дальше могут их развивать и расширять в своем бескрайнем мире «сферического студента в вакууме». Возможно когда-то появится инструменты и методики, позволяющие человеку легко передавать неформализованные знания. Например, он диктует некие опорные тезисы, а  программа ему выдаёт некий сложный визуальный ряд из которого он выбирает последовательности, которые его «цепляют», и в результате получается некий, просматривая который человек, находящийся в соответствующем контексте, начинает сам генерировать необходимое знание для решение практических задач. Пока звучит фантастично, но кто знает. Сейчас же я не вижу альтернативы очному взаимодействию и обмену опытом. Если вы хотите стать специалистом e-learning – идите на стажировку в компанию, где всё уже успешно внедрено и внедряется или найдите некую «гильдию» мастеров, которая собирается на очные встречи для совместных «мозговых штурмов» и реализации неких инновационных проектов (я про встречи в нашей среде не слышал, а взаимодействие через социальные сети и виртуальные сообщества пока не могут заменить очного общения). Естественно, никто не отменял консалтинга – вот уже где неформализованные знания работают в полной мере! 🙂
Удачи в ловле «айсбергов»!

 

Павел Безяев.

  • Павел, мысль о том что в море теории и теоретизирования (которые не так просто отличить друг от друга) почти не встречаются островки знаний “на кончиках пальцев” – очень точно подмечено.
    Кроме того, что мастера практики e-learning не публикуют свои ноу-хау, потому что их знания трудно выразить словами, а не образами – возможны и другие объяснения
    1) Просто не хотят делиться ноу-хау. Рынок узкий, плюшек на всех не хватит. Ноу-хау = конкурентное преимущество.

    2) Какие-то вещи кажутся слишком простыми (для себя), чтобы их “разжевывать” (для других).

    • Алексей, согласен с Вашими дополнениями – особенно по п.п.2 – иногда очень сложно понять, где граница между тем, что сможет делать любой без особых объяснений, а где навыки и знания сформировавшиеся за годы практики. Мне, например, иногда почти все связанное с e-learning кажется таким простым и банальным, ну может кроме проектного управления, когда куча неизвестных, амбициозные требования и ресурсы зажимают – тут уже магия начинается 🙂