Советы начинающему разработчику курсов – 2

Продолжаю линейку публикаций для тех, кто решил организовать разработку курсов в компании или вузе.

Последнее время стали популярными дискуссии по поводу выбора между медленной (качественной) и быстрой (шаблонной) разработкой курсов. Понятно, что эта тема будет становиться всё актуальнее – объемы стремительно возрастают и учебного контента требуется всё больше и больше, а потребитель (обучаемый) при этом становится всё более искушенным (листать слайды с текстом и картинками им уже скучно).

 

Вот некоторые базовые идеи по поводу того, как можно организовать процесс разработки, чтобы удовлетворить обе потребности (скорость и приемлемое качество):

 

  1. Жестко придерживаться критериев определяющих необходимость разработки курсов (тут: http://i-elearning.ru/wordpress/razrabotka-kursov-silami-vnutrennix-ekspertov-kompanii.html) и принимать в разработку только проверенные запросы – это позволит избежать пустой траты времени и ресурсов на разработку ненужных курсов.
  2. Среди курсов выбираются «флагманские», которые будут выполнять функции PR технологий дистанционного обучения и становиться источником решений для остальных курсов.
  3.  Флагманские курсы делаются максимально креативными с использованием самых передовых идей педдизайна. В этих курсах могут использоваться нестандартные шаблоны, персонажи и подходы изложения материала – всё, что необходимо для наиболее эффективного достижения цели обучения.
  4. Удачные и наименее трудоёмкие идеи тиражируются в «типовые» курсы. При этом, удачные вовлекающие элементы («наживка», юмор, задачи для переключения) можно копировать в типовые курсы почти без изменений в случае, если понятно, что у них разная целевая аудитория с флагманским курсом, а вероятность одновременного изучения минимальная. В остальных случаях элементы адаптируются с минимальной трудоёмкостью.
  5. Флагманские курсы должны выпускаться не реже 1-2 раз в год.
  6. Для типовых курсов должны использоваться:  стандартный шаблон курса, типовые персонажи, наборы типовых иллюстраций (библиотека фотографий кибермаркета и т. п.).
  7. При проектировании сценария курса всегда исходим из целей обучения и специфики целевой аудитории. Игровой подход является основным для достижения вовлеченности, но не всегда является приемлемым (трудоёмкость, снижение значимости материала, «размывание» материала). Курс может быть линейным, но с четко обозначенными целями, которые может достичь обучаемый,  с качественными и лаконичными примерами, что обеспечит вовлеченность сотрудника.
  8. Типовой сценарий курса:
  • Приветствие, краткая информация о курсе.
  • Цели курса (тут же можно рассказать, какие перспективы открывает освоение и использование данного материала).
  • *«Наживка» – например, игровая задача, которую надо будет решить по ходу курса или в конце курса, или интересный пример из практики, который может возникнуть и с обучаемым, и оптимальное решение, которое можно будет найти, изучив курс, можно пример успешной карьеры и т. п. (использование этого элемента зависит от целей курса и не должно существенно увеличивать трудоёмкость).
  • Структура курса:
  • Иллюстрированные слады с основным материалом.
  • После каждого блока информации (в зависимости от структуры) хорошо предлагать 1-3 вопроса для самопроверки, чтобы «будить» обучаемого и переключать его внимание.
  • Если курс содержит элементы работы с программным обеспечением, то после каждой демонстрации работы должны предлагаться линейные симуляции, для закрепления (если в курсе курс более чем на 60% состоит из обучения работе с ПО, то он делается в Adobe Captivate).
  • В конце курса должен быть итоговый тест.
  1. Важным фактором успешности курса является качество материала, предоставляемого экспертом. С одной стороны важно, чтобы материал был полным (для поставленной задачи), но при этом структурированным и лаконичным. С другой стороны правильно подготовленный авторский материал сокращает время разработки курса.  Должны быть разработаны рекомендации для экспертов  по подготовке исходных материалов.
  2. Дополнительно:  сейчас наблюдается переход от эпохи доминирования «тяжёлого» контента к эре «живых курсов». Понятно, что есть области знаний (чаще академических), где изменения не стремительны, а большие вложения в качество и оформление учебного контента оправданы. При всех дорогостоящих «фишках» и «наживках» курса, эффект может сойти на нет, если обучаемый понимает, что материал уже не актуален. Ролик в стиле YouTube снятый за пару дней до начала, где реальный  эксперт  (работающий сейчас) делится актуальным опытом, будет более эффективным. Необходимо активно включать в курсы ссылки на  реальные форумы/блоги/wiki по требуемой тематике. Итого, используем шаблоны, четко задаём цель и план обучения, а дальше даём человеку некий уникальный  актуальный (но «легкий»!) учебный контент и вспомогательные материалы, из которых он сам может найти ответы на вопросы, возникающие исходя из целей и задач. Такие курсы дешевле в разработке и при этом очень быстро актуализируются.

  

Удачи!

 

Павел Безяев.