Советы по созданию эффективной команды для разработки электронных учебных курсов
Ниже презентация и текст моего доклада на международной выставке-конференции «Образование 3.0»
Недавно я смотрел запись разговора известного серийного предпринимателя Тинькова Олега с Генеральным директором Юлмарт Федориновым Сергеем. Они оба сошлись на том, что в нашей стране нет нормального аутсорсинга услуг. Бизнес был бы рад не заниматься какими-то непрофильными для себя вещами и передать это профессионалам, но выходит так, что если хочешь что-то сделать хорошо, то приходится делать это самому! Речь в первую очередь шла про логистику. Если говорить про e-learning, то ситуация во многом схожая, т. к. полностью положиться на внешнего поставщика дело очень рискованное. Полный аутсорсинг пока что вообще никто не может предложить (даже если заявляет обратное), а в сфере разработки электронных курсов ситуация чуть лучше, но подводных камней еще море. Например, нет четких критериев, по которым можно выбирать поставщиков интерактивных курсов. Чаще всего в тендере победит кто-то дешевый, но с яркой обложкой и никто всерьёз не оценит качество методик и технологий. Даже если будет найден подрядчик, умеющий делать хорошие курсы в тепличных условиях, то не факт, что он сможет эффективно работать с учетом специфики заказчика. Поэтому самым надёжным вариантом остаётся создание собственной профессиональной команды по разработке электронных курсов. И тут компаниям часто приходится «изобретать велосипед» и наступать на одни и те же грабли.
Сегодня поделюсь парой мыслей о том, как лучше сформировать команду для разработки курсов. На практике мне приходилось создавать команды, построенные по различному принципу. Если десять лет назад идеальным считалось построение команды по принципу конвейерного производства, когда каждый выполнял узкоспециализированную часть работ, то в последнее время есть тенденция делать ставку на универсальных одиночек.
Итак, классическая команда по разработке курсов с это:
- Менеджер
- Методист (часто он же сценарист, но не обязательно)
- Дизайнер
- Верстальщик
- Администратор LMS
- Автор-эксперт (временный участник).
- В больших проектах я еще привлекал наборщиков и редакторов.
Если наборщиков, дизайнеров, верстальщиков взять несколько, а над ними поставить руководителя, то мы получим настоящую фабрику контента, в которой будут разрабатываться параллельно несколько курсов. Такой вариант я проходил и работает он отлично, но позволить его себе могут немногие компании (мог позволить только вуз).
Есть другая крайность – команда из одного человека – помаленьку умеет всё, такое часто можно наблюдать в корпоративном секторе. Производительность такой команды невысока, а курсы в этом случае будут выглядеть качественно, только если этот человек в первую очередь дизайнер и чем больше он дизайнер в душе, тем ниже будет производительность. Не надо тешить себя иллюзиями, что на планете так много людей, которые обладают полным букетом талантов необходимых для отличных курсов. Однозначно, что у такого подхода есть свои плюсы, т. к. такой вариант гораздо проще согласовать с руководством в плане бюджета, а при подборе удачного специалиста можно и результаты получать приемлемые. В принципе, есть возможность увеличить производительность, набрав несколько таких универсалов, но тут возникает риск того, что на выходе будут получаться курсы разного качества и стиля, а процессом будет сложно управлять. А решение это достаточно дорогое, т. к. такие универсалы — не дешевые.
Какие есть альтернативы и комбинации, если есть потребность в больших объёмах качественных курсов, а хорошие бюджеты ещё надо заслужить, показав эффективность? Понятно, что для начала нужен специалист, который ближе к тому самому универсальному человеку-команде в сфере e-learning, но с уклоном в менеджерские и методические навыки. На рынке таких специалистов не очень много, но они есть. И главное на этом не остановиться, потому что душой этой небольшой команды должен стать хороший дизайнер! Можно сколько угодно спорить о педдизайне, инструментах и оптимальных процессах разработки, но бесспорно одно – 90% информации мы получаем через глаза! Как часто я видел продукты, сделанные людьми, считающими себя экспертами в области педагогического дизайна, но от которых веяло таким любительским дизайном, что я даже не мог заставить себя просто пролистать их. Провалы в дизайне не скрыть никакими методическими или техническим находками – они на виду! Если дизайнер окажется настоящим и его вдохновит идея создания обучающих курсов, то вы начнёте творить такое, что уже и денег не надо будет за это! Моё мнение, что такая команда из двух человек это минимальная боевая единица способная выдавать действительно качественный продукт.
Если потребности бизнеса возрастают и требуется увеличивать производство – что дальше? В идеале еще нужен хороший верстальщик, чтобы меньше отвлекать на это методиста и дизайнера. В Юлмарте в начале 2013 года создана подробная команда, и мы называем себя МКС – Мастерская КиберСистем. Если потребность в курсах возросла ещё и команда из трёх человек уже не справляется, то можно рассмотреть ещё минимум пару вариантов для увеличения производительности:
- внешние разработчики (фрилансеры)
- внутренние разработчики компании (вовлечение ресурсов других подразделений)
Сейчас бизнес чаще соглашается на привлечение фрилансеров , чем на увеличение штата, но помните, что «фриланс» это всегда большие риски по срокам и достаточно сложный в управлении процесс. Если вам посоветовали надежного свободного мастера или удалось с кем-то уже сработаться, то это большое дело – берегите такого специалиста и старайтесь подкидывать ему заказы чаще. А в идеале стройте с ним отношение сразу, как с полноценным членом команды – не отделяя от штатных сотрудников и это окупится! Дороже, но проще найти готовую команду для разработки курсов, но тут важно не ошибиться, т. к. процесс может стать очень сложным и болезненным. При выборе такой команды обратите внимание на проверенные рекомендации, т. к. есть одна особенность рынка e-learning – когда пара студентов вуза делает 2-3 удачных курса для своей кафедры, то им сразу становится «ясно», что они лучшая команда по разработке курсов на планете и ровно так и они начинают позиционировать себя, где только можно. Только вот часто они забывают о тепличных условиях, созданных для них руководством и смежными отделами, о специфике материалов, которые получают и т. п. Поэтому смотрите на портфолио и ищите реальные рекомендации.
Мы в Юлмарт сделали акцент не на фрилансеров, а на внутренние ресурсы компании – объявили конкурс по поиску талантов в группу обучения по программе «Разработчик интерактивных курсов». Отобрали 5 человек, обучили их педдизайну и работе с основными инструментами, дали разработать пробный учебный курс. По итогам аттестации мы оставили трёх внутренних разработчиков, которые теперь помогают нам делать типовые курсы без отрыва от основной деятельности и дополнительных затрат. Кстати, только с ноября они начинают получать за это надбавку, а до этого их интерес скорее был в возможности развития. Обращаю внимание, что дизайн по-прежнему остался в руках профессионала – шаблоны и персонажи для всех курсов делает наш дизайнер. Дополнительно наш отдел был усилен внешним методистом с опытом работы и в очных тренингах и в e-learning. От услуг фрилансеров мы тоже не отказываемся и сейчас активно выстраиваем сотрудничество с опытными сценаристами и разработчиками курсов. Всё вместе это позволяет надеяться, что уже к концу этого года мы выйдем на производительность, приемлемую для такой динамичной компании, как Юлмарт!
Теперь немного о типичных ошибках и хитростях:
Погнавшись за объёмом можно легко забыть про методики и «клепать» курсы по одному шаблону. Внешне всё будет смотреться очень достойно – красивая обложка, необходимая информация и тесты, но эффективность такого обучения будет сомнительной. В результате сотрудники начнут воспринимать e-learning, как профанацию и это к вам вернётся.
Увлечься поиском эффективных методик и превратить разработку курсов в бесконечное творчество. Это, конечно, интересно, но неэффективно. Намного лучше, если вы будете тиражировать успешные методики для типовых случаев. Например, мы сейчас уже выделили 6 типовых курсов, под которые у нас есть отработанные методики, и это существенно ускоряет процесс разработки.
Остановится на типовых шаблонах в плане дизайна и для повышения производительности, усадить дизайнера за верстку курсов. Иногда это делать можно и нужно, но если перегнуть палку вы и дизайнера потеряете, и ваши курсы станут казаться чем-то однотипным и скучным. Дизайнера есть смысл привлекать на финальных этапах верстки для «причёсывания» курса, но не для «черновой» работы.
Берегите мотивацию вашей команды – творческих людей легко обидеть. Старайтесь огородить свою команду от критиков того типа, которые считают, что разбираются лучше других во всём, но всегда доводите до них обратную связь от обучающихся! Даже если порция критики неизбежна, то она всегда лучше воспринимается после заряда позитива, полученного от обучающихся.
Ошибочно считать, что многие заказчики сразу могут сформулировать четкое видение того, что им требуется. Очень часто заказчик понимает, что ему надо, когда видит ваш курс и говорит вам, что его надо почти полностью переделать. И не надо тут пытаться обложить себя формальными документами, которые обезопасят от таких нерадивых заказчиков. Кому будет хорошо, если будет принят курс, который никому на самом деле не принесёт пользы? Настраивайте себя на то, что первая версия курса (черновая или alfa) скорее всего только поможет заказчику прояснить своё видение.
Спасибо за внимание!
Удачи при разработке курсов!
Павел Безяев
О ЮЛМАРТ
http://www.ulmart.ru/about/spb/ulmart