💭 Известный андрагог Малкольм Шепард Ноулз утверждал, что взрослые во время обучения ориентированы на их текущие задачи из реальной жизни (причём будь то они личные, или профессиональные).
СBL (cased-based-learning) – это метод активного проблемно-ситуационного обучения, который основан на решении студентами определенных задач или ситуаций.
CBL имеет богатую историю успешного внедрения в медицинских, юридических и бизнес-школах и все чаще используется в рамках бакалавриата, особенно на предпрофессиональных специальностях и в естественных науках (Herreid, 1994).
Для каких целей применяется CBL?
- Увеличение вовлеченности на курсе обучения за счёт аутентичного контекста. Данный контекст помогает в формировании образовательного опыта студентов своей приближенностью к реальным ситуациям.
Кстати, на вебинарах про студенческую вовлеченность (а именно когнитивную) я довольно часто упоминаю про важность использования примеров, аналогий и метафор.
- Развитие гибких навыков. Во время анализа реальных сценариев студенты погружаются в среду, которая помогает развивать им, например, навыки принятия решений и критического мышления.
Как правило, любые практические кейсы направлены не на овладение готовым знанием, а на его самостоятельную выработку студентами, что и стимулирует развитие гибких навыков.
• Улучшение понимания сложного учебного материала. Практические примеры, как правило, воздействуют на опыт студентов. Чем ближе практическая задача или ситуация к опыту, тем выше понимание материала.
Именно поэтому во время обучения важно приводить не только примеры, но и инициировать тематические исследования (https://ru.thpanorama.com/articles/psicologa/estudio-de-caso-caractersticas-metodologa-y-ejemplo.html) для более глубокого погружения в темы занятий.
Правила для передачи знаний на основе CBL
- Используйте контекст, который максимально приближен к опыту студентов;
- Cоздавайте положительные эмоции у студентов за счёт заранее выстроенных сценариев;
- Задавайте уточняющие вопросы для стимуляции поисковой активности (особенно в части применения знаний на практике);
- Поощряйте дискуссии и командное взаимодействие (особенно на сложных темах обучения);
- Давайте возможность ошибаться в ответах (ошибки положительно влияют на рефлексию обучающихся);
- Анализируйте уровень сложности контекста задачи или ситуации для обучающихся;
- Давайте конструктивную обратную связь во время обсуждения подходов студентов к решению задачи или ситуации.
Где брать задачи/ситуации для курса обучения?
Стратегия 1: создавать самостоятельно примеры и накапливать методическую базу знаний (при наличии компетенций).
Стратегия 2: изучать примеры из открытых источников и накапливать методическую базу знаний. Как пример: Аленина К.А. «Сборник кейсов для международного менеджера».
Стратегия 3: привлечь методиста для создания на заказ совместно с экспертом задач/ситуаций для курса обучения.
Вывод: несмотря на трудоёмкость, CBL можно использовать в различных курсах обучения. Главное — верно поставить цель и определиться с имеющимися ресурсами.
Коллеги, как вы считаете, на каком уровне (-ях) таксономии Блума можно использовать метод CBL❓Пишите ваши ответы в комментариях к посту.
Источники 📖
- Характеристики, методология и пример тематического исследования
(https://ru.thpanorama.com/articles/psicologa/estudio-de-caso-caractersticas-metodologa-y-ejemplo.html)• What is Case-Based Learning? Meaning, Examples, Applications
(https://www.formpl.us/blog/what-is-case-based-learning-meaning-examples-applications)• Case-Based Learning (https://poorvucenter.yale.edu/strategic-resources-digital-publications/strategies-teaching/case-based-learning)Михаил Осипов (https://t.me/osipov_education) и Команда сообщества Digital Learning