Сегодня во второй раз в жизни прочитал сочетание слов «Tin Can API» и решил немного «погуглить» эту тему. Если кратко, то пишут (например, здесь: http://habrahabr.ru/post/156067/ и тут: http://www.slideshare.net/belovatatiana/e-learning-elements-300513), что формат SCORM безнадёжно устарел (в этот момент стало немного не по себе, т. к. кажется только вчера я тестировал первые версии курсов в SCORM, а уже 10 лет пролетело) и развивать его больше не будут, а на смену семимильными шагами движется Tin Can API. Ниже я привожу несколько аргументов в пользу нового формат, а потом свои мысли на этот счёт.
Основные аргументы в пользу Tin Can звучат так:
Мобильное обучение (Mobile Learning) – оптимизация в работе с мобильными устройствами. Более детальное отслеживание успехов ученика и возможность продолжать собирать информацию о его продвижении даже при отсутствии интернет-соединения.
Симуляторы – дает возможность следить за продвижением пользователя в полноценных десктопных программах-симуляторах и передавать собранную информацию в систему управления обучением.
Серьезные игры (Serious Games) – Tin Can API позволяет включить в учебную программу курса обучающие игры.
Отслеживание живой активности – в Tin Can API мы не привязаны к виртуальному обучению, у нас есть возможность отслеживать любые события, которые кажутся нам частью процесса обучения. Tin Can предлагает совместить цифровое обучение с обучением в реальном мире с помощью самостоятельного занесения информации учителями и учениками.
Отслеживание событий без связи с интернетом – Tin Can API позволяет отслеживать активность и продвижение пользователя даже при отсутствии постоянного интернет соединения, сохраняя информацию на устройстве до возобновления связи с сетью.
Безопасность и аутентификация – Tin Can призван поднять планку безопасности и аутентификации. Предлагаемые Tin Can решения всё ещё далеки от идеала, но нам, по крайней мере, обещают дать возможность обезопасить пути коммуникации между представляемыми ученику обучающими материалами и репозитарием логов обучения (LRS).
LRS (Learning Record Store) – группа Tin Can предлагает ввести новый объект, в котором будет храниться вся информация, собранная о пользователе из разных сред обучения (LMS, мобильный телефон, планшет, живой класс). Задумка в том, чтобы не быть постоянно привязанными к одной LMS, и чтобы можно было использовать сколько угодно разных систем управления обучением и других инструментов. При этом вся информации и логи сохраняются в отдельном сетевом объекте, которым является Learning Record Store. Собранная в LRS информация может быть запрошена одной из LMS, инструментами для генерации отчетов или другими LRS-ами.
Отказ от обязательного использования интернет-бразуера.
Мои выводы:
Возможно, мы действительно скоро будем «клепать» курсы в формате TinCan, но пока на ум приходят следующие мысли:
1. Не надо забывать, что SCORM был не единственны проектом стандартизации на рынке электронного обучения, а сейчас рынок куда более насыщенный и динамичный и если возникло одно решение, то вполне может возникнуть нечто более инновационное и удобное еще до того как Tin Can станет общепризнанным форматом.
2. Из того, что я смог вычитать про Tin Can, самыми интересными показались идеи с RLS и сохранением статистики на мобильных устройствах даже в режиме offline. Но по RLS есть вопросы в плане безопасности дублирования функций LMS, которая с минимальными доработками может и сама хранить все эти логи. Возможно, крупные игроки на рынке LMS быстро допишут себе такие модули и разместят их в «облаках», чтобы «застолбить» место. Что касается offline, то такое уже делается и давно (первые опыты мы делали еще в 2003 году), и если эта спецификация как-то реально упростит процесс разработки таких приложений или предложены готовые шаблоны и инструменты, то идея замечательная.
3. Если не считать п.п. 2, то я не увидел в новом формате ничего особенно революционного, чего бы практики уже давно не делали с помощью существующих LMS, SCORM, flash и талантливых программистов. Особенно веселят фразы вроде «Примеры записей, которые могут быть самостоятельно занесены людьми в Tin Can: Описание активности ученика, введенное вручную в текстовой форме», а с каких это пор такие записи нельзя делать в классических LMS?
Еще раз повторюсь, что я не берусь пророчить Tin Can забвение и даже, наоборот, понимаю, что вероятность смены стандартов уже близка. Просто пока я с одной стороны не увидел «революции», а с другой понимаю, что у нас еще не все созрели до SCORM 🙂