Возвращаюсь из очередного отпуска и отмечу это небольшой публикацией на профессиональную тему, но или около того.
Спасибо Дмитрию Волошину за честный и даже немного циничный взгляд на ситуацию в образовании и корпоративном обучении. Многое созвучно.
Задумался и понял, что у меня есть ещё одна ассоциация с корпоративным обучением сегодня — «торговля бусами с папуасами«.
А происходит это примерно так — ребята типа меня увлеченно ищут новые инструменты, подходы и сервисы для развития корпоративного обучения. Мы с упоением рассказываем о них на конференциях — опыляем и вдохновляем друг друга. При этом нам кажется что есть очевидные (нам) вещи — что каждый инструмент под свои задачи, а для каких-то инструментов эффективность вообще ещё не доказана и нужны исследования. Но в какой-то момент мы в друг с удивлением узнаём что какой-то инструмент уже «прикрутили» в проекте «N», а в компании К массово внедряют сервис Х. Почему так вышло? Да как с продажей стеклянных бус индейцам за золото и меха. Особо никому не важно как и что работает, главное чтобы «модно блестело». Одному «вождю» понравились слова «мобильное» и «геймификация» и вот ему уже продают образовательные «бусы» с такой комбинацией. А где-то «вожди» хотят быстрее надеть на себя украшение со словами «искусственный интеллект» и вот уже спешно закупается платформа для обучения у которой в названии есть эти волшебные слова и не важно, что самого ИИ там нет и в помине. А кому-то нужны ожерелья из VR… Но это ещё не самое страшное. Самое страшное когда вожди приходят к нам и говорят — «хочу вот такие магические бусы, как у вождя Белое Перо, чтобы поднять мотивацию и снизить выгорание» (смело заменяем на любую другую задачу не особо решаемую обучением) и топают ногой… А ты понимаешь, что там не «бусы» нужны, а скальпель и куча работы по отладке процессов… Но вы пробовали такое сказать? Я пробовал…