Во второй квартал 2020 года мир вошёл в уникальном состоянии глобальной изоляции. Всю глубину изменений и последствия этих событий ещё предстоит оценить историкам, но мы уже знаем, что многое не будет прежним. Образование в целом и корпоративное обучение в частности оказалось в авангарде вынужденной ускоренной трансформации. Онлайн-обучение неожиданно оказалось единственным каналом доставки знаний. Далеко не все сферы образования оказались к этому готовы. Печальная участь постигла школы – учителя оказались в роли неподготовленных ополченцев, которых в 1941 году бросили с винтовками (одной на троих) против танков на подступах к Москве. А родители оказались в роли работников тыла, которые были вынуждены круглосуточно «ковать победу» в невыносимых условиях. В этот истории сбылись самые худшие опасения. Чуть лучше ситуация получилась с высшим образованием, но очень неоднородная. Если говорить о корпоративном обучении, то анализ ситуации в крупных корпоративных университетах показывает хорошую готовность и скорость адаптации.
Руководители некоторых корпоративных университетов отмечают, что у них и до кризиса до 70-80% всего обучения уже было в онлайн и переход почти не вызвал затруднений. Но самое главное изменение, которое произошло в корпоративном обучении – окончательное стирание границ между «классическим» и «электронным» обучением. Еще несколько месяцев назад можно было столкнуться с таким делением, а часть специалистов по обучение не имела и не планировала формировать компетенции обучения в онлайн. Сейчас все изменилось – методологи и тренеры активно осваивают и применяют новые компетенции.
В нашем Корпоративном университете до изоляции половина обучения уже проходила в онлайн-формате, но специфика была в том что 80-90% этого обучения было асинхронным (без привязки ко времени и взаимодействия с преподавателем в реальном времени). Основное обучение проводилось с использованием ранее созданных онлайн-курсов, которых на данный момент уже более 500. Но изоляция потребовала срочного перевода очных программ в онлайн-формат и примирения синхронных технологий обучения (взаимодействие с преподавателем и участниками в реальном времени). Самый распространенный формат такого обучения – вебинары, но он не единственный и далеко не всегда самый эффективный.
На первом этапе Корпоративный университет оперативно подготовил серию рекомендаций по сервисам для синхронного обучения и организовал вебинаров по их применению. Но очень быстро стало понятно, что пропущен ещё один важный шаг, без которого сложно наладить качественную коммуникацию – важно сформировать единую терминологию и говорить на одном языке. Так сложилось, что на рынке онлайн-обучения нет единой трактовки ряда терминов, а так же устоявшихся определений для совсем новых форматов. И было решено зафиксировать их хотя бы на уровне нашей компании.
Вот они:
Цифровой контент – любые виды цифрового контента используемого для обучения (видео, анимация, модели, статьи, иллюстрации, аудио).
Онлайн-курс – курсы, предполагающие асинхронное обучение – могу работать почти без поддержки тренера и менеджера. Создаются на базе цифрового контента, интерактивных заданий, инструментов самопроверки и оценки. Чаще всего это «слайдовые» курсы или курсы с видео.
Вебинар – синхронное учебное мероприятие, где ставка делается на трансляцию знаний спикером при относительно невысоком вовлечение участников. Стандартные инструменты вебинара –видео-трансляция спикера, презентация, трансляция рабочего стола, чат, опросы.
Онлайн-тренинг – синхронное учебное мероприятие максимально приближенное по структуре и эффективности к классическим интерактивны очным тренингам (работа в группах, мозговые штурмы, ролевые игры, взаимная оценка). Не является классическим вебинаром, где вовлечение участников минимальное.
Онлайн-программа – комплексные учебные программы, построенные с применением синхронных и асинхронных методов обучения в онлайн: вебинары, онлайн-тренинги, онлайн-курсы, цифровой контент, почтовые рассылки, форумы, чаты.
Смешанная программа – комплексные учебные программы, построенные с применением очных (лекции, тренинги, семинары…) и онлайн форматов, которые могут в свою очередь представлять из себя комбинацию синхронных и асинхронных методов обучения в онлайн: вебинары, онлайн-курсы, онлайн-тренинги, цифровой контент, почтовые рассылки, форумы, чаты.
Использование единой терминологии и классификации позволяет оптимально подбирать инструменты и методологию, а так же формировать новую ролевую модель функции обучения.
Павел Безяев