Уже несколько недель наше сообщество бурно обсуждает очередные новости об успехах ChatGPT – чат-бота с «искусственным интеллектом». Вчера почитал, что на эту тему думают наши коллеги «там».
Если очень тезисно, то коллеги из Learning Guild хотят нас успокоить и говорят, что пока рано волноваться и «время обучения с помощью чат-ботов еще не наступило».
Доказывают они это просто:
- Движок чат-бота это всего лишь «зеркало» контента, который в него загрузили. Ничего нового бот не создает, а только «красиво подаёт» нам загруженную в него информацию и факты, включая явные домыслы и ошибки.
- Чтобы бот выдавал полезный контент – его надо создать и делать это должны люди – эксперты. Если для школьного обучения просто «текстов из интернета» может быть достаточно, то для сложного профессионального обучения контент ещё нужно создать и тут пока никак без людей.
- Бот может выступать в качестве дополнения к обучению, но пока не может быть основным источником качественного обучения, так как мы знаем, что обучение всё же чуть сложнее чем просто чтение текста. Мы знаем, где нужны графика, аудио, задания, практика и т.п., а бот пока (!) нет.
- Перспективы сегодня в партнёрстве человека и AI. Когда мы сможем отдать боту какие-то трудоёмкие и рутинные задачи, а сами больше уделять внимания созданию чего-то действительно уникального и ценного.
Статья разумная, но у меня осталось ощущение, что в этом есть что-то от попытки успокоить самих себя. Что-то от тех самых «когнитивные предубеждений» о которых мы недавно писали. Не буду утверждать, что уже завтра бот сделает ненужными многих, кто смотрит на это так же как авторы стати, но есть интересные факты. Например, студенты подтверждают, что чат-бот объясняет им предмет лучше, чем опытный преподаватель. Такое, как минимум, вызывает вопрос – что же такого «уникального и ценного» этот преподаватель привносил в процесс?
Давайте будет честными сами с собой и открытыми для изменений и развития!
Ваш Павел Безяев